Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Некоторые вопросы реорганизации ООО в форме выделения

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Консалтинг / Некоторые вопросы реорганизации

Автор статьи: Н.Н. Леженникова, юрисконсульт «ФБК-Право», А.А. Шкадов, менеджер «ФБК-Право» 
Материал был опубликован в ежемесячном электронном издании "Финансовые и бухгалтерские консультации", №4, 2011 год.

 

Реорганизация обществ с ограниченной ответственностью — одна из наиболее применяемых в деятельности обществ корпоративных процедур. Однако действующее гражданское законодательство, регулируя в самом общем виде вопросы реорганизации ООО, не содержит четкого сценария процедуры ее проведения. В связи с этим на практике возникают проблемы в части применения тех или иных положений Гражданского кодекса РФ и Закона об ООО[1] к конкретным ситуациям. Рассмотрим отдельные вопросы реорганизации ООО в форме выделения, связанные с принятием решения и подготовкой разделительного баланса, а также вопросы передачи векселей вновь созданному в результате реорганизации обществу.

В качестве примера приведем следующую ситуацию. Доли в уставном капитале ООО «Общество» распределены следующим образом: 49% принадлежит ОАО «Общество А», 51% принадлежит кипрской компании «Общество Б». Последняя в качестве вклада в уставный капитал среди прочего внесла 21 вексель, векселедателями по которым выступало третье лицо.

На текущий момент на балансе реорганизуемой организации находится девять векселей с просроченным сроком погашения. При этом принято решение о реорганизации ООО «Общество» в форме выделения из него общества с ограниченной ответственностью, уставный капитал которого также будет распределен между ОАО «Общество А» и Обществом Б в такой же пропорции.

Выделяемое юридическое лицо планирует получить по разделительному балансу земельный участок, а также определенное количество векселей на общую сумму, исчисляемую пропорционально отношению стоимости передаваемого земельного участка к стоимости общего количества земельных участков правопредшественника.

Относительно передачи векселей по разделительному балансу и принятия решения о реорганизации, подготовки и предоставления разделительного баланса дадим ответы на следующие вопросы:

  • в каком порядке должны передаваться векселя в рамках реорганизации в форме выделения;
  • насколько правомерно будет поделить векселя между реорганизуемым и выделяемым обществами в пропорции, равной отношению стоимости выделяемого земельного участка к стоимости всех земельных участков реорганизуемой организации;
  • в каком порядке готовится и утверждается разделительный баланс;
  • каким образом должны соотноситься даты принятия решения о реорганизации и дата составления разделительного баланса;
  • будет ли являться допустимым указание в решении о реорганизации на принципиальные подходы к формированию разделительного баланса без указания его конкретных числовых показателей (за исключением уставного капитала);
  • можно ли не делать разделительный баланс приложением к решению о реорганизации;
  • какие риски могут возникнуть в связи с непредставлением разделительного баланса уполномоченным государственным органам.

Также будет разработан ряд рекомендаций по некоторым вопросам принятия решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью.

Передача векселей по разделительному балансу

На основании ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При этом в силу п. 1 ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Таким образом, разделительный баланс не сводится исключительно к разделению уставного капитала реорганизуемого общества, а предполагает также передачу его имущества и обязательств.

Кроме того, при составлении разделительного баланса необходимо определить перечень имущества, имущественных прав и обязанностей, подлежащих передаче в процессе реорганизации вновь создаваемому обществу. Такой перечень также не сводится к разделению имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал реорганизуемого общества. При формировании перечня следует исходить из общего состава имущества, имущественных прав и обязанностей, которыми обладает реорганизуемое общество на момент составления разделительного баланса, а также выделять права и обязанности исходя из возможности дальнейшей деятельности вновь создаваемого общества. При этом передача конкретных прав и обязанностей вновь создаваемому обществу не зависит от определенного участниками реорганизуемого общества размера уставного капитала вновь создаваемого общества.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации векселя должны быть отражены в разделительном балансе, после чего они по этому балансу подлежат передаче в составе имущества, предполагаемого к передаче вновь создаваемому в результате реорганизации обществу, без необходимости установления пропорции и деления векселей.

Порядок передачи прав по ценной бумаге закреплен в ст. 146 ГК РФ. В пункте 3 данной статьи установлено, что права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи — индоссамента.

Кроме того, в соответствии с п. 11 Положения о переводном и простом векселе[2] всякий переводный вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента. Следует отметить, что если индоссамент бланковый, то векселедержатель может передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента (подп. 3 п. 14 Положения о переводном и простом векселе).

При переходе прав по векселю, в том числе при переходе прав к другому юридическому лицу при реорганизации юридического лица — векселедержателя, векселедержатель, заявляющий требования по векселю, должен представить соответствующие доказательства перехода этих прав. В указанных случаях отсутствие на векселе отметки в форме индоссамента о переходе прав само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования векселедержателя по векселю при условии, что им будут представлены доказательства того, что вексель перешел к нему на законных основаниях (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 4 декабря2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»).

Таким образом, совершение индоссамента на векселе — это наиболее корректный вариант передачи векселя в случае реорганизации при условии отражения такого векселя в разделительном балансе. Данный подход исключает риск возникновения споров относительно прав выделенного общества по такому векселю. Однако отсутствие индоссамента на векселе не лишает выделенное общество возможности ссылаться на разделительный баланс как на законное гражданско-правовое основание приобретения прав по векселю.

Принятие решения о реорганизации и подготовка и представление разделительного баланса

Согласно ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Действующее законодательство РФ не предусматривает детального порядка составления и конкретных требований к содержанию разделительного баланса, устанавливая лишь общие правила и принципы, которым такой баланс должен соответствовать.

Как уже отмечалось, разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК РФ). При этом отсутствие в балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного лица влечет за собой отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Кроме того, в силу п. 5 ст. 51 Закона об ООО, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Таким образом, разделительный баланс должен содержать информацию по правопреемству, соответствующую указанным требованиям, независимо от формы и структуры. Указание в решении о реорганизации на принципиальные подходы к формированию разделительного баланса без указания конкретных числовых показателей при отсутствии самого баланса (либо указание в балансе на такие подходы) без возможности определить правопреемство по всем обязательствам не соответствует требованиям законодательства (п. 1 ст. 59 ГК РФ) и может повлечь за собой последствия, предусмотренные п. 2 ст. 59 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО.

Также разделительный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

При этом согласно п. 2 ст. 55 Закона об ООО общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе об избрании органов общества.

Следует отметить, что действующее законодательство не указывает конкретную дату составления разделительного баланса. Однако, поскольку при принятии решения о реорганизации одним из вопросов повестки дня, в отношении которого должно быть принято решение общим собранием участников реорганизуемого общества, является утверждение разделительного баланса, то такой баланс должен быть сформирован и готов к утверждению на момент принятия соответствующего решения о реорганизации и утверждении такого баланса. Разделительный баланс как документ, утверждаемый на общем собрании участников, является приложением к такому решению общего собрания.

Кроме того, согласно п. 6 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций[3]  Cоставление разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемого лица.

Утвержденный разделительный баланс представляется в регистрирующий орган вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса влечет за собой отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Некоторые моменты, которые необходимо учитывать при подготовке проекта решения о реорганизации

При подготовке проекта решения общего собрания о реорганизации ООО следует учитывать определенные требования законодательства, связанные с проведением процедуры реорганизации общества.

Так, в принимаемом общим собранием участников решении о реорганизации следует указать на уведомление налоговых органов по месту постановки на учет. Эта обязанность установлена п. 4 ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ. Однако направление такого уведомления не исключает необходимости уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 1 ст. 60 ГК РФ). На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Поскольку налоговый орган по месту постановки на учет организации зачастую не выполняет функции органа, осуществляющего государственную регистрацию, рекомендуем внести необходимость такого уведомления в проект решения о реорганизации и учитывать указанную обязанность в ходе реорганизации.

Кроме того, при одновременном принятии решения об уменьшении уставного капитала реорганизуемого общества путем уменьшения номинальной стоимости долей участников следует учитывать следующие положения действующего законодательства. В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона об ООО в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об этом, а также о новом размере уставного капитала всех известных ему кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация уменьшения уставного капитала общества осуществляется только при представлении доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке.

При подготовке проекта решения о реорганизации также следует иметь в виду, что избрание органов управления общества, созданного в результате выделения (выделяемого общества), не относится к компетенции и соответственно не может являться предметом рассмотрения общего собрания участников реорганизуемого общества. В силу п. 2 ст. 55 Закона об ООО избрание органов управления выделяемого общества, равно как и утверждение его устава, входит в полномочия общего собрания участников выделяемого общества. Таким образом, соответствующие вопросы повестки дня не могут быть включены в решение о реорганизации ООО.

Также необходимо учитывать, что в случае утверждения решения о реорганизации, подготовке разделительного баланса и внесении изменений в устав реорганизуемого общества соответствующий баланс и изменения к уставу (либо устав общества в новой редакции) должны быть приложены к указанному решению.



[1] Федеральный закон от 8 августа 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[2] Утверждено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 7 августа1937 г. № 104/134.

[3] Утверждены приказом Минфина России от 20 мая2003 г. № 44н.

14 апреля 2011 года.
Материал был опубликован в ежемесячном электронном издании "Финансовые и бухгалтерские консультации", №4, 2011 год.

  • Currently 4.67/5

Рейтинг: 4.7/5 (3 голоса)