Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Новые меры борьбы с задержками зарплаты: что ждет работодателей-нарушителей

В последние годы для решения проблемы задолженностей по зарплатам вводятся различные меры воздействия на недобросовестных работодателей. Произошло, в частности, и повышение штрафов за задержку оплаты труда персонала. Суть новой правительственной инициативы в наделении Роструда правом в принудительном порядке списывать средства с работодателя-нарушителя в счет погашении долга перед работниками. При этом предполагается, что профильное ведомство будет действовать через судебных приставов. Чиновники высказывались также за блокировку принадлежащих должникам счетов и внедрение в этой сфере механизма инкассо.

К чему готовиться работодателям?

По правительственному законопроекту, переданному на рассмотрение в Госдуму, в законодательство об исполнительном производстве предлагается внести норму о праве инспекторов ГИТ принимать решения об удержании сумм задолженности по заработной плате. Такое нововведение должно стимулировать более быстрое погашение долгов перед работниками. Представители инспекции труда получат возможность самостоятельно взыскивать средства с работодателей без необходимости проходить процедуру судебного рассмотрения. Они будут принимать решения об удержании средств в счет задолженности перед коллективом, в том числе начисленных, но не выплаченных сумм. Авторы проекта считают такое упрощение и ускорение процедуры эффективным инструментом для того, чтобы заставить работодателей не допускать накапливания долгов по зарплате.

Нужно отметить, что пересмотр законодательства об исполнительном производстве запланирован как продолжение проекта изменения Трудового кодекса. Именно этот документ содержит норму о наделении Роструда полномочиями по принудительному списанию зарплатных задолженностей со счетов компаний-нарушителей. Предлагается дополнить кодекс статьей 360.1, по которой принудительное выполнение обязательств по оплате труда будет происходить по такой процедуре.

1 этап – Выдача специалистом трудинспекции предписания о необходимости выплатить долги по зарплате с упоминанием точного срока, который на это дается, и сообщением о возможном решении взыскать средства принудительно со счетов работодателя.

2 этап – Принятие инспектором решения о принудительном удержании задолженности  в случае невыполнения работодателем соответствующего предписания. Такое решение принимается в течение месяца и играет роль исполнительного документа, поэтому оформляется письменно по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве.

3 этап – Направление решения на исполнение в местный орган службы судебных приставов. Дальше документ передается во все банки и другие финансовые организации, в которых открыты счета должника.

4 этап – Отправка копии решения об исполнении обязательств в принудительном порядке работодателю-нарушителю в 3-дневный срок с даты его принятия.

5 этап – Опротестование решения компанией или частным предпринимателем, в отношении которого оно принято, в судебном порядке. При желании должник может обратиться в суд в течение 10 дней с даты предоставления ему копии решения.

6 этап – Закрытие производства. Оно происходит при условии, что на протяжении 2-месячного срока на счета нарушителя не поступали средства или достигнута договоренность между работодателем и работниками о поэтапной выплате задолженности по зарплате.

Следует отметить, что авторы законопроекта не предполагают применение такой процедуры удержания долгов в случаях, когда средства начислены, но не выплачены лицам, перечисленным в части 4 статьи 349.4 Трудового кодекса. Это члены исполнительного органа финансового учреждения, единоличный исполнительный орган и его заместители, главный бухгалтер и его заместитель, директор и главбух филиала организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), лица, контролирующие банк.

На сегодня еще нет информации о наличии поддержки такой инициативы со стороны законодателей. За задержки в выплате зарплат уже предусмотрены различные меры воздействия, и введение дополнительного инструмента может быть воспринято как избыточное. Но статистика демонстрирует неутешительную картину: за последний год общая сумма долгов по зарплатам в стране сократилась только с 3,14 до 2,6 млрд. руб. Положительная динамика заметна, но при этом очевидно, что существующих механизмов все еще недостаточно для устранения проблемы.

Экспертная оценка законодательной инициативы

Предлагаемый способ удержания задолженности по зарплате воспринимается экспертами по-разному. Часть из них считает, что нововведение будет производить положительный эффект, и среди его достоинств особенно выделяют оперативность решения проблемы. Пройдя через судебные разбирательства и получив решения в свою пользу, далеко не все работники получают свои зарплаты. Кроме того, их работа может остаться неоплаченной из-за несвоевременно рассмотренного трудового спора и по другим причинам. Если же можно будет возвращать долги по зарплатам во внесудебном порядке, вопрос будет решаться быстрее.

Другая группа экспертов более сдержана в своей оценке инициированных изменений законодательства. Они считают проект спорным, поскольку, несмотря на очевидный положительный характер предложенных изменений, есть и негативная составляющая. Сегодня для представителей бизнеса уже предусмотрена серьезная ответственность за нарушения в сфере оплаты труда в виде внушительных штрафов, а судебные разбирательства  проходят максимально быстро и, как правило, суд встает на сторону работников. Высказываются опасения, что при переходе на досудебное удержание средств представителями трудинспекции срок возмещения задолженности по зарплатам может не сократиться, а увеличиться. Если работодатель будет обжаловать решение, его выполнение может отложиться до 4 месяцев. Поэтому эксперты видят мало перспектив в предоставлении инспекторам ГИТ полномочий, дублирующих судебные, реализация которых более растянута во времени. Кроме того, практика показывает, что предоставление каким-либо инстанциям карательных функций и других возможностей для воздействия на работодателей в обход судебной системы не приводит к положительным результатам. А недостаточная прозрачность работы трудиспекции повышает риск коррупционных договоренностей.

Другие способы взыскания задолженности по зарплатам

Если законопроект об удержании долгов по зарплате не будет одобрен, есть дополнительный вариант – блокировка счетов работодателя-должника посредством инкассо. В экспертном сообществе считают, что бизнесменов не должно пугать такое нововведение. У государственных структур уже есть схема, позволяющая довольно быстро удерживать долги по зарплате, поэтому необходимость введения новых процедур вызывает сомнения. На практике процесс взыскания при помощи инкассо может быть довольно затянутым. Сначала трудинспекции нужно запросить документы и данные у работодателя, которому дается месяц на ответ. Дальше нужно выставить инкассовое поручение, которое представляет собой требование, которое носит безусловный характер, о списании средств со счета работодателя в пользу предъявителя такого поручения, а не работников. Как только на счету компании или частного предпринимателя, имеющего долги по зарплате, появляются средства, их перечисляют трудинспекции и только после этого работникам. На все это уйдет не меньше 3 месяцев, и это при условии, что не будет никаких злоупотреблений и других обстоятельств, затягивающих процесс взыскания. Для сравнения, действующая сегодня процедура судебного разбирательства по таким вопросам занимает около месяца.

Кроме того, есть еще один эффективный инструмент воздействия на недобросовестного работодателя. Если он задерживает выплату зарплаты на срок свыше 2 месяцев, такие действия уже имеют признаки преступления, и директор или частный предприниматель-работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Что изменится для работников?

Любое из описанных нововведений будет невыгодным для работодателей, поскольку отсутствие на счетах средств приводит к их блокировке. Но это сказывается и на работниках. Нормальная работа парализуется, финансовое положение компании улучшается, и самостоятельно погашать долги по зарплате становится только сложнее. Кроме того, юристы обращают внимание на значительный риск коррупционных договоренностей и использования новой процедуры как инструмента недобросовестной конкуренции и других правонарушений.

См. также:

1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям