Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Бухгалтерский и налоговый учет лицензий

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / Бухгалтерский и налоговый

Т.В. Самокиша, эксперт «ФБК-Право», Н.Р. Герасимова, менеджер «ФБК-Право», Н.Д. Рябова, менеджер «ФБК-Право»

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) с 3 ноября 2011 г. все лицензии являются бессрочными. Ранее стоимость таких лицензий контролирующие органы рекомендовали учитывать в составе расходов будущих периодов в течение срока их действия. После вступления в силу названного Закона возникли вопросы по учету как вновь полученных бессрочных лицензий, так и лицензий, приобретенных ранее, стоимость которых не учтена в расходах полностью. Кроме того, существует неясность по учету затрат на лицензию для определенного вида деятельности, если Законом № 99-ФЗ лицензирование такого вида деятельности отменено. Рассмотрим данные вопросы.

Налоговый учет лицензий

Расходы по вновь приобретенным лицензиям

На основании подп. 6 ст. 4 Закона № 99-ФЗ одним из принципов осуществления лицензирования является недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Как следует из ст. 10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 33317 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, относятся к прочим расходам. Из пункта 7 ст. 264 НК РФ следует, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Таким образом, плата за получение лицензии должна учитываться в составе прочих расходов единовременно.

Данной позиции придерживаются Минфин России и арбитражные суды, которые считают, что:

  • положение п. 1 ст. 272 НК РФ о распределении расходов между периодами может применяться только к расходам, возникающим в рамках гражданско-правовых договоров, а в отношении иных расходов (к примеру, вытекающих из норм закона) п. 1 ст. 272 НК РФ не применяется. Поэтому нет необходимости распределять стоимость лицензии на все периоды ее действия (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132);
  • государственная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), поэтому ее сумму надо признать в расходах в момент начисления (письмо Минфина России от 30 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/399; Постановления ФАС Московского округа от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09, ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. по делу № А28-3289/2006-109/21).

Существует мнение, что в случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Однако, на наш взгляд, распределение исходя из предполагаемого срока использования лицензии не имеет под собой правовых оснований и затрудняет учет.

Расходы по лицензиям, приобретенным до 3 ноября 2011 г.

В некоторых разъяснениях Минфин России рекомендовал сумму государственной пошлины за выдачу лицензии списывать равномерно в течение срока действия самой лицензии (письма от 16 августа 2007 г. № 03-03-06/1/569, от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353).

Если организация следовала данным разъяснениям и учитывала расходы равномерно, то, по нашему мнению, новые нормы о бессрочном характере лицензий позволяют учесть недосписанные расходы на получение лицензии единовременно на основании того, что изменились условия лицензирования и срок действия лицензии не определен.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-2-13/6@.

Отмена лицензирования. Если лицензирование деятельности отменено, то в налоговом учете недосписанную стоимость лицензии на дату вступления в силу нового Закона (3 ноября 2011 г.) организация вправе единовременно отнести в состав прочих расходов.

Если ранее в учетной политике организацией был предусмотрен равномерный учет расходов на приобретение лицензий, то полагаем, что в связи с вступлением нормы п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ, согласно которой снимаются ограничения на срок действия лицензий, допустимо единовременно учесть недосписанные расходы на приобретение лицензий

Лицензирование недропользования. Особо отметим, что сказанное ранее не относится к лицензированию недропользования, поскольку нормы Закона № 99-ФЗ не распространяются на лицензии на право пользования недрами, и соответственно, на сроки действия таких лицензий.

Порядок предоставления лицензий регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-I.

Нормой п. 1 ст. 325 НК РФ установлено, что если налогоплательщик получает лицензию на право пользования недрами, то расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии) и могут быть учтены по выбору, закрепленному в учетной политике, одним из следующих способов:

  • в составе нематериальных активов, амортизация по которым начисляется в порядке, установленном статьями 256—2592 НК РФ;
  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Таким образом, учет лицензий на право пользования недрами у организаций в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ не изменился.

Бухгалтерский учет лицензий

Государственная пошлина, уплаченная за предоставление лицензии на производство, признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 ).

До 2011 г. в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее — ПВБУ) затраты на приобретение лицензии, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включались в расходы по обычным видам деятельности в порядке, устанавливаемом организацией, в течение срока действия полученной лицензии.

Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» в указанную норму внесены изменения.

На основании п. 65 ПВБУ в новой редакции затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Отметим, что внесенные поправки не отменяют категорию «расходы будущих периодов». Согласно п. 32 ПВБУ при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется данным Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Расходы будущих периодов прямо предусмотрены следующими положениями по бухгалтерскому учету:

ПБУ 2/2008 , где сказано, что расходы, понесенные в связи с предстоящими по договору работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16);

ПБУ 14/2007 , которым установлено, что фиксированный разовый платеж за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации отражается в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежит списанию в течение срока действия договора (п. 39);

ПБУ 15/2008 , которое допускает возможность равномерного учета дополнительных расходов по займам и кредитам (п. 8), начисленных процентов на вексельную сумму (п. 15) и начисленных процентов и (или) дисконта по облигациям (п. 16).

Также Планом счетов по-прежнему предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов». Соответственно в указанных случаях расходы отражаются на счете 97 как расходы будущих периодов.

В остальных случаях затраты, ранее признававшиеся в бухгалтерском учете расходами будущих периодов, должны быть переквалифицированы по одному из следующих вариантов:

  • единовременно как текущие расходы на счетах учета затрат;
  • как дебиторская задолженность в виде выданных авансов;
  • как активы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство и др.).

В отношении квалификации расходов в качестве активов необходимо отметить следующее.

Как уже отмечалось, на основании п. 65 ПВБУ затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

В отношении квалификации активов в бухгалтерском учете возможны два варианта:

1) актив признается в бухгалтерском учете, только если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету;

2) актив признается в бухгалтерском учете как в случаях, если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету, так и в случаях, если он соответствует общему определению актива.

Налогоплательщик, который следует первому толкованию, должен учитывать расходы на получение лицензий в составе текущих расходов, так как отсутствуют конкретные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, предусматривающие учет данных расходов в качестве активов.

Если же следовать второму варианту, расходы на получение лицензий должны быть протестированы на предмет соответствия условиям признания актива.

На применение второго варианта также указывает начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И. Сухарев в своих неофициальных разъяснениях.

Обратите внимание: механизм распределения затрат между отчетными периодами предусмотрен также ПБУ 10/99, согласно п. 19 которого расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Механизм распределения затрат между отчетными периодами нашел свое отражение в п. 9 ПБУ 10/99: для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

На наш взгляд, положения ПБУ 10/99 следует рассматривать в совокупности с п. 65 ПВБУ, т.е. толковать их следующим образом: распределение расходов во времени происходит в случае их признания в виде актива .

Определение «актива» дано в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее — Концепция).

Так, согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

В соответствии с п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения их к активам (п. 7.2.2 Концепции).

Напомним, что организации могут получить лицензии:

  • на право пользования недрами;
  • на осуществление определенных видов деятельности.

Рассмотрим лицензии на право пользования недрами на предмет их соответствия активам.

Как указано выше, нормы Закона № 99-ФЗ на лицензии на право пользования недрами не распространяются. Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» такая лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Положения ст. 171 Закона о недрах допускают возможность передачи прав пользования участком недр, в том числе гражданско-правовым способом, имеющим в своей основе возмездный характер. В частности, права пользования участком недр могут быть переданы за плату (т.е. проданы), переданы в качестве вклада в уставный капитал организации или в качестве вклада в имущество фирмы.

Иными словами, в данном случае экономические выгоды могут быть получены в будущем. Кроме того, критерием признания актива также является контроль организации над ним.

Определение контроля над объектом дано в подп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007: это ограничение доступа иных лиц к экономическим выгодам, которые способен приносить объект в будущем.

Следовательно, к активам можно отнести лишь те лицензии, которые удостоверяют права, представляющие интерес не только для конкретной организации, но и для других лиц. К данным правам относятся те, которые можно получить только путем отчуждения у их обладателя.

Такие права, в частности, удостоверяют лицензии на право пользования недрами. Учитывая срок действия в балансе, они подлежат отражению в составе внеоборотных активов.

Таким образом, лицензии на право пользования недрами соответствуют критериям признания актива.

Что касается соответствия лицензий, позволяющих осуществлять отдельные виды деятельности, понятию актива, то, с одной стороны, можно говорить о том, что они приносят экономические выгоды в будущем тем, что позволяют осуществлять соответствующую деятельность: выпуск и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг.

С другой стороны, полагаем, что лицензия не приносит экономические выгоды в будущем в том смысле, который заложен в Концепции. Лицензия непосредственно не используется в процессе производства продукции, работ, услуг, т.е. с ее помощью не осуществляется производство. Также лицензию нельзя продать, обменять.

Если после получения лицензии организация перестанет заниматься или вообще не будет заниматься соответствующим видом деятельности, то уплаченные денежные средства ей возвращены не будут.

В связи с этим считаем, что, если следовать буквальному толкованию определения «будущие экономические выгоды», ряд лицензий на осуществление определенных видов деятельности нельзя считать соответствующими признакам актива.

Кроме того, если исходить из такого критерия актива, как контроль организации над ним, то необходимо отметить, что в отношении лицензий на право ведения определенной деятельности отсутствует возможность получения иными лицами доступа к такому контролю.

Подобного рода лицензия выдается лицензирующим органом при соблюдении получателем необходимых лицензионных требований и условий. Лицензия, выданная организации, не представляет интереса для других лиц. В случае необходимости иные лица могут получить такую же лицензию, обратившись в лицензирующий орган, при этом какого-либо отчуждения лицензии фирмы не происходит.

Таким образом, все лицензии, за исключением лицензий на право пользования недрами, не соответствуют ни одному из критериев признания актива, следовательно, в бухгалтерском учете расходы на них могут учитываться единовременно в периоде совершения.

Кроме того, с учетом изменений, связанных с отменой срока действия лицензий на отдельные виды деятельности, считаем, что равномерный учет таких затрат не имеет смысла, поскольку отсутствует срок действия, в течение которого лицензию можно было бы списывать в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

Теперь стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, можно учесть в бухгалтерском учете в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Отражается данная операция следующей записью:

Д 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы») — К 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» — списаны единовременно затраты на приобретение лицензии.

Изменение учетной политики

По поводу лицензий (в том числе по видам деятельности, в отношении которых лицензирование отменено), которые учитывались у организаций до вступления в силу Закона № 99-ФЗ как расходы будущих периодов, необходимо отметить следующее.

Изменения, внесенные в ПВБУ, применяются с бухгалтерской отчетности 2011 г. Значит, у организаций меняется порядок признания в бухгалтерском учете расходов, ранее учитывавшихся ими в составе расходов будущих периодов. В связи с этим налогоплательщикам необходимо скорректировать положение по учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Пунктом 14 ПБУ 1/2008 установлено, что если изменения в учетной политике вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в порядке, установленном соответствующими законами РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Приказом Минфина России № 186н, внесшим поправки в ПВБУ, не установлены переходные положения. Если переходный порядок не установлен, то согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности путем корректировки показателей отчетности ретроспективным методом, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Ретроспективный метод отражения последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008).

Применение ретроспективного метода направлено на решение одной из задач бухгалтерского учета — обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной информацией об имущественном положении организации, ее доходах и расходах (ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно п. 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать не только достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, но и отражать изменения в ее финансовом положении.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку (п. 10 ПБУ 4/99).

В рассматриваемой ситуации организации будут корректировать учетные политики для целей бухгалтерского учета в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, а значит, будет меняться способ отражения в бухгалтерском учете расходов, признававшихся до 2011 г. в качестве расходов будущих периодов (за исключением фиксированных платежей за предоставленные права пользования результатами интеллектуальной деятельности).

Если ранее организации списывали затраты, отнесенные к расходам будущих периодов, равномерно в течение срока, установленного по видам расходов, то изменение способа отражения в бухгалтерском учете таких расходов способно оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации за отчетный период (2011 г.). Следовательно, нарушится принцип сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности за 2011 г. и за предыдущие периоды. При этом фирма может достоверно оценить величину изменений показателей бухгалтерской отчетности исходя из предположения, что новый способ признания затрат, ранее отнесенных к расходам будущих периодов, применялся и в предыдущие периоды.

В анализируемой ситуации при применении ретроспективного метода остаток расходов будущих периодов подлежит учету в составе текущих расходов, в связи с чем в части текущих затрат сумма расходов будущих периодов списывается на остаток нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):

Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии на 1 января 2011 г.

Ретроспективный метод предполагает корректировку входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности исходя из того, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Ввиду того что в настоящее время вопрос о порядке учета расходов в качестве активов является дискуссионным, организациям рекомендуется закрепить в учетной политике конкретный вариант учета «бывших» расходов будущих периодов.

Если организация решит не производить предложенную реклассификацию активов в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, то данные расходы можно продолжать списывать в качестве расходов будущих периодов.

Соответственно на дату вступления в силу положений Закона № 99-ФЗ о бессрочном характере лицензий у организаций будут остатки в части несписанных сумм.

После того как на основании положений Закона № 99-ФЗ лицензии стали бессрочными, организациям необходимо определиться с порядком учета расходов на лицензии.

Вариант 1. Если организация может определить срок, в течение которого лицензии будут приносить экономические выгоды в будущем (исходя из предполагаемого срока использования лицензий в деятельности), лицензии продолжают учитываться в составе расходов будущих периодов в течение установленного срока.

В этом случае определяется остаточная стоимость лицензий на 1 ноября 2011 г. и, исходя из установленного срока полезного использования, ежемесячная сумма, списываемая в текущие расходы.

Вариант 2. Если фирма не может достаточно достоверно определить срок, в течение которого лицензии будут приносить экономические выгоды в будущем (исходя из предполагаемого срока использования лицензий в деятельности), лицензии списываются в состав расходов единовременно.

В этом случае на дату вступления в силу положений о бессрочном характере лицензий (3 ноября 2011 г.) «остаточная» стоимость таких лицензий, которая числится на счете 97, может быть полностью учтена в составе расходов по обычным видам деятельности текущего периода (п. 5 ПБУ 10/99). При этом делается следующая бухгалтерская запись:

Д 26 — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии на 3 ноября 2011 г.

При применении данного варианта не возникают разницы, поименованные в ПБУ 18/02 .

Списание стоимости лицензий, по которым отменено лицензирование

Поскольку точно известно, что расходы по таким лицензиям не будут использованы в основной деятельности, считаем, что на дату вступления в силу Закона № 99-ФЗ (3 ноября 2011 г.) часть суммы лицензии, которая не была учтена в расходах, следует отнести в состав прочих расходов единовременно. Соответственно будет сделана бухгалтерская запись:

Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии.

Обратите внимание: корректировка порядка учета стоимости лицензий в рассматриваемых случаях, по нашему мнению, может признаваться изменением оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/2008 .

Так, согласно п. 2 ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, которая обусловлена появлением новой информации и которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

В рассматриваемой ситуации корректируется сумма актива , списываемая в расходы. При этом корректировка обусловливается новой информацией, которой является вступление в силу Закона № 99-ФЗ, в частности его положений о бессрочном характере лицензий либо об отмене лицензий по некоторым видам деятельности.

Изменения оценочных значений (за исключением оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала организации) подлежат признанию перспективно и отражаются в том периоде, в котором произошло изменение, или также в будущих периодах в зависимости от того, на отчетность каких периодов изменения имеют влияние (п. 4 ПБУ 21/2008).

Порядок учета стоимости лицензий указан выше.

Согласно п. 6 ПБУ 21/2008 в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрыть информацию об изменении оценочного значения в отношении лицензий, а именно отразить содержание изменения:

  • повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  • которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды.

20 июня 2012 года. Материал был опубликован в ежемесячном электронном издании "Финансовые и бухгалтерские консультации" , июнь

  • Currently 5.00/5

Рейтинг: 5.0/5 (3 голоса)