Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / Методы оценки отдельных

Автор статьи А. Гусев

В статье рассмотрены общие принципы оценки имущества и обязательств в целях формирования учетной политики АУ, приведены порядки определения стоимости отдельных видов нефинансовых активов при их приобретении, изготовлении, безвозмездном получении, а также выявленных в результате инвентаризации неучтенных материальных ценностей, к тому же рассмотрены методы оценки материальных запасов, применяемые в бухгалтерском и налоговом учете при выбытии, и иных видов имущества (реализуемых товаров, готовой продукции, работ, услуг).

Автономное учреждение, как и любая другая организация, руководствуясь законодательными, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, обязано самостоятельно формировать учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности (п. 3 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ[1], п. 6 Инструкции №157н[2]). Одним из требований к содержанию учетной политики учреждения, установленных в п. 3 ст. 6 Федерального закона №129-ФЗ, является указание методов оценки видов имущества и обязательств.

Общие положения

Общие принципы, применяемые к оценке имущества и обязательств, содержатся в ст. 11 Федерального закона №129-ФЗ. К таким принципам относятся следующие:

  • оценка имущества и обязательств должна производиться автономным учреждением для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
  • оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
  • оценка имущества, полученного безвозмездно, производится по рыночной стоимости на дату оприходования имущества;
  • оценка имущества, произведенного автономным учреждением, осуществляется по стоимости его изготовления;
  • начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности учреждения в отчетном периоде;
  • бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

С учетом вышеизложенного в данном разделе учетной политики необходимо отразить следующую информацию.

Оценка отдельных видов нефинансовых активов

В соответствии с п. 23 Инструкции №157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ).

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении (создании) в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Для справки

В сумму фактических вложений автономного учреждения на приобретение объектов нефинансовых активов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта нефинансовых активов (п. 47, 62, 72, 105 Инструкции №157н).

В связи с тем, что Инструкция №157н не содержит определения понятия «общехозяйственные расходы», по мнению автора, можно обратиться к нормам Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», даже несмотря на то что этот документ уже не действует в отношении автономных учреждений. Так, согласно разделу III данного приказа к общехозяйственным относятся расходы для нужд управления, непосредственно не связанные с производственным процессом. То есть это затраты, обеспечивающие функционирование учреждения как целостного хозяйствующего субъекта, не связанные с выполнением производственных функций, осуществляемых в структурных подразделениях основного и вспомогательного производств.

В частности, к общехозяйственным расходам можно отнести:

  • административно-управленческие расходы;
  • содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
  • амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
  • расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг;
  • другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

На основании сказанного автономному учреждению в своей учетной политике необходимо определить расходы, которые будут относиться к общехозяйственным.

Стоимость нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Согласно п. 24 Инструкции №157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору.

Примером вышеуказанных сделок является заключение договора мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст. 567 ГК РФ).

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, должна устанавливаться исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах оно обычно определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы.

Вместе с тем во избежание возможных негативных последствий, возникающих при проверке учреждения как налоговыми, так и другими контролирующими органами, по мнению автора, под стоимостью указанных нефинансовых активов следует понимать их текущую рыночную стоимость, определяемую в порядке, предусмотренном для объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно (по договору дарения).

Стоимость материальных запасов при их изготовлении собственными силами. Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов (п. 104 Инструкции №157н). Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляется учреждением в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции (порядок определения себестоимости готовой продукции, работ, услуг рассмотрен ниже).

Стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества. В соответствии с п. 106 Инструкции №157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. В этом случае необходимо указать порядок определения текущей рыночной стоимости данных объектов.

Имущество, полученное безвозмездно и выявленное по результатам проведения инвентаризации (неучтенное). Как мы уже отмечали, объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно (по договору дарения), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции №157н).

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, используются:

  • анные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции №157н).

Стоимость ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Согласно п. 337 Инструкции №157н автономному учреждению предоставлено право учитывать бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 не только в условной оценке один бланк – 1руб., но и по стоимости приобретения бланков. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике учреждения. Причем, по мнению автора, учреждение может закрепить выбранный способ как в отношении только каких-либо определенных групп бланков строгой отчетности (например, трудовых книжек), так и в отношении всех бланков строгой отчетности, используемых в учреждении.


[1]Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[2]Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

14 июля 2011 года. Материал был опубликован в журнале "Автономные организации", Издательство "Аюдар Пресс"

  • Currently 3.67/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 3.7/5 (3 голоса)