Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Представление отчетности в банк: будьте готовы к проверкам!

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Вопросы развития бизнеса / Представление отчетности в

Н. А. Петрова эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Сегодня на рынке огромное количество предложений по кредитованию малых пред-приятий и индивидуальных предпринимателей. Это и краткосрочные кредиты, в том числе овердрафт, и долгосрочные, включая программы приватизации, и специальные программы поддержки малого бизнеса.

С другой стороны, у представителей малого бизнеса велика потребность в дополни-тельных денежных средствах, иначе нет дальнейшего развития.

Но банки – это не благотворительные организации, они хотят возврата кредитных средств, да еще с процентами. Для соблюдения своих интересов при предоставлении кредит-ных ресурсов банки запрашивают документы.

Мы остановимся на отдельных моментах представления заемщиками необходимых для получения кредита документов, а именно – финансовых.

Перечень документов для предоставления кредита предприятию малого бизнеса или инди-видуальному предпринимателю в каждом банке свой. Но все запрашиваемые документы можно объединить в несколько групп:

-заявление на получение кредита с указанием суммы, сроков, цели кредита, залогового имущества;

-регистрационные и учредительные документы – устав предприятия, документы о государственной регистрации, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет, лицензии. Для индивидуальных предпринимателей – общегражданский паспорт, документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

-финансовые документы;

-документы по обеспечению – документы, подтверждающие право собственности на предмет залога – паспорт транспортного средства, документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости;

-иные документы.

Подробнее остановимся на финансовых документах. В качестве примера перечня необходимых финансовых документов мы взяли список документов, которые запрашивает Сбербанк РФ 

Если вы ведете стандартную бухгалтерскую отчетность Баланс на последние пять отчетных дат Налоговые декларации за последние четыре налоговых периода (квартала) или налоговую декларацию за последний год или действующий патент
Отчет о прибылях и убытках за последние пять отчетных периодов Книга учета доходов и расходов или кассовая книга за последние шесть месяцев

Если предприятие или индивидуальный предприниматель успешен в бизнесе и уплачивает все налоги, то есть в его бухгалтерской и налоговой отчетности сплошь доходы и прибыль, а не расходы и убытки, да еще и солидные активы, проблем с кредитованием у этого субъекта точно не будет. Но у нас в стране как то не принято «показывать» доходы и прибыли, а все больше расходы и убытки. И, как правило, руководители вспоминают о том, что убыточным или малоприбыльным предприятиям кредиты не дают, исключительно тогда, когда решают брать кредит. И вот тут велик соблазн представить в банк финансовые документы чуть лучше, чем они есть на самом деле. Нет, мы не хотим никого обидеть, но таковы реалии нашей сегодняшней жизни.

Останавливает предпринимателей только один вопрос: будут ли проверять представленные документы? Мы говорим не о неофициальных подходах к решению проблем по получению кредитных ресурсов, а о взаимодействии банков и налоговых служб.

Так вот, действительно, могут проверить представленную бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Договор о сотрудничестве между ЦБ РФ и налоговыми органами был заключен еще в 2010 году – Соглашение ЦБ РФ № 01 15/3182, ФНС РФ № ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой». Этим документом определен порядок информационного обмена между ЦБ РФ и ФНС. В основном документ предназначен для контроля за банками, но, например, среди информации, передаваемой ЦБ РФ в ФНС, есть такой вид информации, как «Информация, касающаяся учредителей (участников) кредитных организаций, клиентов и корреспондентов кредитных организаций для выполнения ФНС РФ возложенных на нее функций» (п. 10 приложения 2 к данному документу). Правда, есть оговорка: за исключением случаев, когда это противоречит законодательству РФ.

В свою очередь, налоговые органы передают ЦБ РФ и его территориальным органам в том числе информацию, содержащую подтверждение (опровержение) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности представленной заемщиками кредитных организаций в Банк России и кредитные организации той отчетности, которая представлена в налоговые органы (п. 5 приложения 1 к вышеуказанному документу).

Указанная информация представляется в порядке согласованном ФНС и ЦБ РФ по запросам за исключением случаев, когда это противоречит законодательству РФ.

Конкретный порядок взаимодействия по представлению данной информации между налоговыми органами и ЦБ РФ был установлен Письмом ЦБ РФ № 119 Т, ФНС РФ № ММВ-17-2/4@ от 25.08.2011 «О порядке представления информации по п. 5 Приложения 1 к Соглашению «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой».

Остановимся подробнее на тех положениях этого документа, которые непосредственно затрагивают интересы заемщиков.

Что понимается под бухгалтерской и налоговой отчетностью? В целях настоящего документа под бухгалтерской отчетностью понимаются бухгалтерский баланс (форма 1) и (или) отчет о прибылях и убытках (форма 2), под налоговой отчетностью – налоговая отчетность заемщиков, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этих положений для «упрощенцев», которые не ведут полноценный бухгалтерский учет или не хотят представлять бухгалтерскую отчетность в банк (в налоговый орган она не представляется, так что сверять будет не с чем), под налоговой отчетностью понимается налоговая декларация по налогу, уплачиваемому при УСНО, за последний год. Но при этом в банке хотят видеть еще и Книгу учета доходов и расходов за последние шесть месяцев. Но сейчас копии Книги учета доходов и расходов в налоговую инспекцию не представляются, соответственно, непосредственному контролю подлежит только налоговая декларация.

Каков порядок подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками кредитных организаций? Подтверждение (опровержение) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками кредитных организаций в ЦБ РФ (территориальные учреждения ЦБ РФ) и кредитные организации, той отчетности, которая представлена в налоговые органы, осуществляется:

-в отношении бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиками в электронном виде, – с использованием усиленной квалифицированной подписи (далее – квалифицированная ЭП) налогоплательщика и квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа. Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи физического лица;

-в отношении бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками на бумажном носителе, – по запросам на бумажном носителе и (или) в электронном виде на уровне центральных аппаратов ЦБ РФ и ФНС и на уровне территориальных учреждений (органов) ЦБ РФ и ФНС.

При подтверждении бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиками в электронном виде с использованием квалифицированной ЭП налогоплательщика и квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа, предусматривается следующее:

-подтверждение отчетности, представленной налогоплательщиком в налоговый орган в электронном виде, подписанной сертификатом ключа квалифицированной ЭП (далее – СКП) должностного лица налогового органа, выданным удостоверяющим центром (далее – УЦ), входящим в сеть доверенных УЦ ФНС, осуществляется с использованием СКП, предоставленного ведомственным УЦ ФНС соответствующему налоговому органу;

-организация проверки СКП налогового органа проводится с использованием специальных автоматизированных рабочих мест, предназначенных для обработки представленной заемщиками отчетности и оснащенных необходимым программным обеспечением, позволяющим проверить валидность квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа, а также бухгалтерскую отчетность, сданную налогоплательщиком в электронном виде.

СКП, необходимые для проверки квалифицированной ЭП должностного лица налогового органа, размещены на сайте ФНС по адресу http://uc.nalog.ru/cdp.

При подтверждении бухгалтерской и (или) налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками на бумажном носителе, предусматривается следующий порядок действий:

-ЦБ РФ (территориальное учреждение ЦБ РФ) при осуществлении банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и операций рефинансирования кредитных организаций в случае необходимости проверки достоверности сведений о заемщиках кредитных организаций направляет, соответственно, в ФНС или налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора) запрос о предоставлении информации, необходимой для подтверждения соответствия (идентичности) отчетности и (или) сведений, представленных в налоговые органы, ЦБ РФ (территориальное учреждение ЦБ РФ) и кредитную организацию, по установленной форме (приложение 1 к вышеназванному письму ЦБ РФ и ФНС). В мотивировочной части указывается одно или оба из следующих оснований:

-осуществление надзорных мероприятий в отношении кредитных организаций;

-осуществление операций рефинансирования кредитных организаций.

В свою очередь, ФНС в течение 20 дней после получения запроса от ЦБ РФ направляет информацию о соответствии (несоответствии) имеющейся у ФНС бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками кредитных организаций в кредитную организацию или ЦБ РФ.

Налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора) в течение десяти дней после получения запроса от территориального учреждения ЦБ РФ либо от центрального аппарата ЦБ РФ направляет информацию о соответствии (несоответствии) имеющейся у ФНС бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной заемщиками (учредителями (участниками) кредитных организаций в кредитную организацию или ЦБ РФ.

В случае необходимости территориальный орган ФНС должен сократить сроки до пяти дней.

В каких случаях направляются запросы? Запросы в адрес ФНС или налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора) направляются только в тех случаях, когда имеются основания полагать, что отчетность и (или) сведения, представленные заемщиками и учредителями (участниками) кредитных организаций в ЦБ РФ (территориальное учреждение ЦБ РФ) и кредитную организацию, являются недостоверными и в отношении заемщиков кредитных организаций, предоставивших в ЦБ РФ (территориальное учреждение ЦБ РФ) или кредитную организацию письменное согласие налогоплательщика (плательщика сбора) на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, по установленной форме (приложение 2 к письму ЦБ РФ и ФНС).

При этом запросы, касающиеся заемщиков кредитных организаций, направляются исключительно в отношении заемщиков, которым кредитными организациями были предоставлены ссуды в размере не менее 60 млн руб., или относительно заемщиков, информация о которых подлежит включению кредитной организацией в отчетность по формам 0409117 «Данные о крупных ссудах» либо 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска».

Исходя из приведенных положений банк не может направить по своему желанию запрос в налоговый орган, для этого установлены конкретные правила.

Во-первых, должны быть основания полагать, что представленные финансовые документы недостоверны. Данное положение не конкретизируется, но всем известно, что в каждом банке есть собственная служба безопасности, которая и призвана отслеживать эту информацию.

Во-вторых, обязательно согласие налогоплательщика на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну. Конечно, заемщик может не дать такого согласия, но в этом случае шансы на получение кредитных ресурсов сводятся к минимуму.

В-третьих, сумма займа – не менее 60 млн руб. Если предприниматель планирует взять кредит меньше 60 млн руб, это еще не значит, что он не подпадает под проверку. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что запросы могут быть сделаны и в отношении заемщиков, информация о которых подлежит включению кредитной организацией в отчетность по формам 0409117 «Данные о крупных ссудах» либо 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска». Порядок представления такой отчетности утвержден Указанием ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332 У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». Согласно этому документу, например, отчетность по форме 0409117 «Данные о крупных ссудах» включает информацию о 30 наиболее крупных ссудах, предоставленных отчитывающейся кредитной организацией заемщикам – юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, в том числе индивидуальным предпринимателям. А в отчетность по форме 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска» заполняется по заемщикам (группе связанных заемщиков), в отношении которых у кредитной организации возникает максимальный кредитный риск (норматив Н6), который определяется в соответствии с гл. 4 Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110 И «Об обязательных нормативах банков». Это внутренние документы банка, в которые мы не будем углубляться, скажем только, что с кредитом гораздо меньше 60 млн руб. можно попасть в перечень лиц, у которых будет проверена бухгалтерская и налоговая отчетность при предоставлении кредита!

02 декабря 2011 года. журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

  • Currently 5.00/5

Рейтинг: 5.0/5 (3 голоса)