Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Роль аутосорсинга в повышении конкурентоспособности торговых сетей

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Экономика и политика / Роль аутосорсинга в

Авторы статьи: Жабина Светлана Борисовна, к.т.н., доцент  ВФ РГТЭУ, Полянская Ярослава Васильевна, к.э.н., ст. преподаватель НОУ ВПО Всемирный технологический университет
Материал был опубликован в научном журнале "Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса".

 

В мировой практике аутсорсинг уже давно признан эффективным средством повышения конкурентоспособности компаний. Наличие у предприятия долгосрочной аутсорсинговой стратегии является, по мнению ведущих аналитических агентств, необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к постоянно меняющимся рыночным условиям.

Еще в 80 годы XX столетия теоретики менеджмента доказали, что важнейшим фактором сохранения конкурентоспособности компании является разделение ее функций на основные и второстепенные, и дальнейшая передача всех второстепенных функций внешнему специалисту.

Со временем эта теория развивалась, и в более развитых странах она достигла следующего этапа, когда и основные функции более рационально передавать аутсорсинговой компании.

В настоящее время для высшего руководства российских компаний методология аутсорсинга является перспективной возможностью обезопасить свой бизнес от непредвиденных обстоятельств, сэкономить ресурсы, средства и повысить эффективность своей основной деятельности.

Аутсорсинг начинал развиваться со сферы информационных технологий, когда такие функции как программирование, администрирование сетей и поддержание информационных систем передавались специализированным крупным информационным фирмам.

Следующий этап в развитии аутсорсинга начался несколько лет назад, когда заметно активизировалась отраслевая кооперация. Этот вид услуг получил развитие в виде технологии B – to – B (business to business), когда бизнес взаимодействует с бизнесом напрямую, без посредников и крупных управленческих структур, при этом возникает мощная подвижность бизнеса. Связи B – to – B предполагают независимость партнеров, которые образуют устойчивую операционно-производственную цепочку. Различают три основных вида аутсорсинга: функциональный, операционный и ресурсный.

Обычно, в начале, предприятия начинают пользоваться услугами IT – аутсорсинга (функциональный), а затем переходят к другим его видам.

Сущность аутсорсинга – IT заключается в передаче предприятием функций, связанных с информационными технологиями, которые включают в себя обслуживание сетевой инфраструктуры; проектированием и планированием автоматизированных бизнес – систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системной интеграцией; размещением корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; созданием и поддержкой публичных web – серверов; управлением информационными системами и др.

Аутсорсинг бизнес – процессов включает в себя передачу сторонней организации отдельных функций, которые не являются для компании основными. Это может быть ведение бухгалтерского учета, оказание маркетинговых и логистических услуг, проведение рекламных акций, управление персоналом и др.

Еще один вид аутсорсинга – производственный (или ресурсный). Он подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации. Можно привести примеры, когда фирма продает сторонней организации часть своих подразделений и дальнейшие связи с ними будут осуществляться в рамках аутсорсинга. Это разделение компании AT&T на четыре независимые, вычленение из крупнейших германских химических корпораций «Байер», «БАСФ» и «Хехст» подразделений по производству текстильных красителей и создание на этой основе отдельной крупной компании.

Преимущества производственного аутсорсинга заключаются в том, что его использование позволяет пересмотреть приоритеты стратегических целей. На первый план выдвигаются цели по разработке новых продуктов и услуг, что обеспечивает фирме конкурентные преимущества. В этом случае само производство становится более гибким. На небольших предприятиях в этих условиях легче изменить производственный процесс, перенести бизнес на рынки с более дешевой рабочей силой.

Современные тенденции развития средств транспорта, систем связи, телекоммуникаций и информационных систем подтверждают прогноз формирования потребности на российском рынке на аутсорсинговые услуги. Участники рынка находятся практически в одинаковых условиях. Конкурентные преимущества, связанные с НТП, постепенно утрачивают свою первостепенность, более актуальными становятся преимущества, обеспечивающие способность предприятия быть более гибким, оказывать более качественные сервисные услуги, обеспечивать строгое выполнение сроков и условий поставки («точно в срок»), предлагать более выгодные предложения и широкий выбор. Поиск потребностей и более полное их удовлетворение – необходимые предпосылки для формирования конкурентных преимуществ. А способность совместить их с производством, стратегией развития и системой планирования станет решающим фактором в конкурентной борьбе на быстроразвивающемся рынке. В связи с этим современные предприятия должны осваивать новые системы управления, среди которых можно назвать CFM – Customer Focosed Manufacturing (производство, ориентированное на потребителя), SCM – Supply Chain Management (управление логистическими цепочками), основанные на этих концепциях современные технологии: ERP – Enterprise Resource Peanning (планирование ресурсов предприятия), CRM – Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами) и другие. Овладеть этими концепциями управления и технологиями  целесообразней все-таки совместно со специалистами-консультантами, которых можно представить IT – аутсорсинговая фирма.

Особенно актуальна проблема внедрения современных технологий менеджмента стоит перед отечественными торговыми сетями. Наиболее востребованы первые два вида аутсорсинга. Рост числа участников на рынке потребительских товаров ужесточает конкурентную борьбу. Российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость консолидации участников. Процесс организации товародвижения, включающий таких участников как производство, опт, розница и транспорт, будет эффективным только при условии совместной координации и планирования своих действий.

Аутсорсинг эффективен в тех случаях, когда имеет стратегическое обоснование, которое должно быть изложено в аутсорсинг – проекте.

В его разработке должны участвовать как исполнитель, так и заказчик.

Аутсорсинг – проект должен состоять из нескольких этапов:

  1. Анализ целей;
  2. Анализ конкуренции и стратегическое позиционирование организации;
  3. Формирование стратегического видения будущего организации;
  4. Принятие решений о возможности аутсорсинга для отдельных составляющих бизнеса.

Необходимым условием внедрения аутсорсинга на торговом предприятии является принципиальная готовность руководства компании к этому процессу.

В проекте должны быть ясно обозначены как общая стратегическая цель, так и отдельные цели, которые будут достигнуты в результате реализации аутсорсинг-проекта.

Эффективное сокращение затрат – это цель краткосрочного плана. Использование аутсорсинга призвано привести компанию в большее соответствие требованиям рынка, что и должно составить комплекс целей, объединенных в модель принятия стратегического решения о внедрении аутсорсинга.

Общую схему модели принятия стратегического решения о необходимости аутсорсинга торговой компанией можно представить следующим образом (см. рис. 4.5).

В проекте должны быть обозначены экономические цели, маркетинговые цели, технологические, корпоративные и социальные.

Экономические цели выражаются в повышении  уровня доходности, рентабельности, финансовой устойчивости, сокращении затрат на отдельных операциях.

Маркетинговые выражаются в повышении степени удовлетворенности потребностей потребителей, расширении границ сегмента рынка, усилении конкурентных позиций фирмы и т.д.

Технологические цели включают в себя повышение уровней качества обслуживания потребителей, ускорения процесса товарооборачиваемости, оптимизации отдельных технологических операций. 

 

Корпоративные цели включают в себя увеличение степени участия каждого работника в общем процессе, рост профессиональной пригодности, повышение уровня полезности в команде, рост престижности компании.

Социальные цели обеспечивают экологические требования к фирме, предлагаемым услугам, социальную защищенность сотрудников.

Последующий анализ результатов достижения этих целей каждой торговой компанией позволит обосновать необходимость использования аутсорсинга. Эти цели обеспечат и оценку эффективности конечных результатов после внедрения этой технологии.Социальные цели обеспечивают экологические требования к фирме, предлагаемым услугам, социальную защищенность сотрудников.

Модель аутсорсинг – проекта может быть использована в анализе конкурентной среды, который будет состоять из сравнения качественных и количественных показателей, отражающих рыночные позиции самой компании и ее основных конкурентов.

Стратегическое позиционирование компании на основе этих принципов обеспечивает предвидение будущего фирмы и является первым шагом к реструктуризации бизнес-системы, что предполагает «отсечение» лишних элементов для повышения гибкости и адаптивности в условиях постоянно изменяющегося рыночного пространства.

Ожидания и потребности самой компании и ее отдельных структур могут выражаться в:

  • обеспечении более высокого качества обслуживания и безопасности предприятия;
  • внедрении передовых технологий и ноу-хау;
  • обеспечении торговых фирм более квалифицированным персоналом;
  • аудите маркетинговой деятельности;
  • мониторинге всех технологических процессов, связанных с обслуживанием потребителей, с целью поиска резерва сокращения внутренних затрат;
  • построении эффективных логистических каналов внутри торговых сетей и прочее.

Руководители торговых компаний должны уметь сделать правильный выбор какие фукции целессобразно передать аутсорсинговой компании. Способствовать этому будет:

  • точное описание процесса и используемых ресурсов;
  • оценка эффективности каждого процесса как отношения ходов и выходов;
  • необходимость постоянного совершенствования.

Важно убедиться в том, что использование услуг аутсорсера будет выгоднее, чем использование собственных ресурсов на организацию бизнес-процессов.

Оценивая востребованность аутсорсинга отечественными торговыми сетями необходимо учесть тот факт, что во многих странах мира современный бизнес уже невозможно представить без аутсорсинга.

18 апреля 2011 года.
Материал был опубликован в научном журнале "Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса".

  • Currently 4.33/5

Рейтинг: 4.3/5 (3 голоса)