Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

«Вмененщик» и счет-фактура с НДС

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / «Вмененщик» и счет-фактура

Автор статьи: С. А. Королев, эксперт журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»;

 

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в отношении осуществляемых видов деятельности специальный налоговый режим в виде ЕНВД, освобождены от ряда налогов, в числе которых значится НДС . Другими словами, указанная категория хозяйствующих субъектов не исчисляет НДС, не ведет книги покупок и продаж, а также не выставляет счетов-фактур. В то же время на практике нередки случаи, когда «вмененщик» с целью расширения рынка сбыта товаров (работ, услуг) выставляет счет-фактуру с выделенным НДС. К каким последствиям может привести данное обстоятельство и вправе ли в таком случае хозяйствующий субъект рассчитывать на вычет по НДС?

 

Следует отметить, что, по мнению контролирующих органов, сам по себе факт выставления «вмененщиком» счета-фактуры не свидетельствует об оптовом характере реализации товара (Письмо Минфина России от 30.06.2011 № 03 11 11/107). При этом чиновники в качестве подтверждения своих слов ссылаются на арбитражную практику (постановления ФАС ВСО от 10.11.2009 № А33-2713/2009, от 25.06.2009 № А19-12740/08 , ФАС ПО от 09.07.2009 № А72-7445/2008).

 

В то же время на основании п. 3 ст. 169 НК РФ составлять сче-та-фактуры обязаны плательщики НДС. В связи с этим хозяйствующие субъекты, применяющие специальные налоговые режимы (не являющиеся плательщиками НДС), при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны. Если счет-фактура с выделенным налогом все же был вы-ставлен «спецрежимником», то вся указанная сумма налога подлежит уплате в бюджет (Письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03 11 11/144). При этом вычетом по НДС в данном случае хозяйствующий субъект воспользоваться не вправе (письма Минфина России от 23.03.2007 № 03 07 11/68, от 30.06.2005 № 03 06 05 04/175).

 

Обращаем ваше внимание, что подобного подхода придерживается Президиум ВАС. В Постановлении от 29.03.2011 № 14315/10 высшие арбитры пришли к выводу, что плательщик ЕНВД при выставлении покупателям счетов-фактур с НДС не может принять к вычету суммы «входного» налога.

 

В проверяемый период индивидуальный предприниматель выполнял работы по установке окон ПВХ, изготовленных с привлечением третьих лиц, и исчислял ЕНВД по виду деятельности, квалифицируемой им как оказание бытовых услуг. Причем в качестве клиентов выступали и физические лица, и организации.

 

В ходе выездной проверки налоговики переквалифицировали дея-тельность ИП, полагая, что он осуществлял розничную торговлю окнами (к которой была отнесена продажа окон как физическим, так и юридическим лицам), а также выполнял работы по их установке. При этом инспекция сделала вывод, что как бытовые услуги могли быть квалифицированы только работы по установке окон, выполнявшиеся предпринимателем в пользу физических лиц. С операций по реализации работ, выполнявшихся по заказам юридических лиц, инспекция исчислила НДС, посчитав, что эти работы к бытовым услугам не относятся и в отношении них предпринимателем необоснованно применена система налогообложения в виде ЕНВД.

 

Кроме того, инспекция обязала предпринимателя перечислить в бюджет НДС, полученный им при продаже окон юридическим лицам по выставленным счетам-фактурам с выделением суммы данного на-лога. При этом налоговый орган на основании ст. 171, 172, пп. 1 п. 5 ст. 173 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ отказал предпринимателю в применении вычета по НДС, уплаченного изготовителю окон.

 

Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

 

Суды, рассматривая настоящее дело, согласились с квалификацией инспекции и сочли, что налоги на деятельность, связанную с выполнением работ по установке окон по заказам юридических лиц, необходимо исчислять исходя из общей системы налогообложения.

 

Лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов.

 

Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций отметили, что инспекция, применяя положения п. 5 ст. 173 НК РФ и обязывая предпринимателя уплатить НДС, который был получен от юридических лиц в связи с выставлением счетов-фактур с выделением налога по операциям реализации окон (в рамках деятельности, подпадающей, по мнению инспекции, под «вмененку»), необоснованно отказала в применении вычетов по суммам налога, уплаченным предпринимателю. Это обстоятельство и явилось основанием для признания решения инспекции недействительным в части доначисления НДС, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности.

 

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, признал доначисление НДС обоснованным. Он исходил из того, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полу-ченный налог без учета вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым плательщики ЕНВД не относятся. Причем Президиум ВАС с данным выводом согласился.

 

Обращаем ваше внимание, что сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, необходимо определять в порядке п. 5 ст. 173 НК РФ (на основании выставленных счетов-фактур). Иные подходы, как правило, запрещаются судебными инстанциями.

Из Постановления ФАС ЗСО от 14.09.2011 № А27-15172/2010 следует, что предприниматель, являясь «вмененщиком» и не будучи, соответственно, плательщиком НДС, выставлял счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, которая впоследствии была заявлена к вычету.

 

По результатам проверки инспекция пришла к выводу о незаконном применении налогового вычета и обязала предпринимателя уплатить в бюджет доначисленную сумму НДС.

Рассматривая спор по существу, арбитражные суды подтвердили позицию налогового органа о неправомерности применения в данном случае вычетов по НДС, однако не согласились с контролерами отно-сительно порядка определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

 

Пункт 5 ст. 173 НК РФ устанавливает, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет лицами, не являющимися плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы НДС определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

 

С учетом данной нормы обязанность ИП по уплате НДС в бюджет должна быть равна сумме налога, указанной в соответствующих сче-тах-фактурах, переданных покупателям товаров (работ, услуг).

 

Следовательно, для расчета суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налоговый орган в любом случае должен определить сумму налога, выделенную в счетах-фактурах, которые предприниматель выставлял покупателям.

 

Судами установлено, что налоговым органом сведения о суммах НДС, подлежащих уплате в бюджет, были получены из деклараций налогоплательщика. Предпринимателем в ходе налоговой проверки не было представлено всех счетов-фактур с выделенными суммами НДС, которые он выставлял покупателям для оплаты. При этом в распоряжении налогового органа имелись данные о счетах-фактурах с выделенными суммами НДС, указанные в выписке банка по расчетному счету заявителя за спорный период . Несмотря на то что суммы налога, указанные в декларациях, в отдельных периодах не совпадают с суммами налога, которые указаны в счетах-фактурах заявителя в этих периодах, налоговый орган использовал данные деклараций, исходя из того, что налоговая декларация представляет собой самостоятельное письменное заявление налогоплательщика об исчисленной сумме налога.

 

В результате ФАС ЗСО сделал вывод, что налоговый орган должен был на основании выявленных в ходе налоговой проверки данных о суммах НДС, указанных в счетах-фактурах, выставленных ИП своим покупателям, определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет в порядке п. 5 ст. 173 НК РФ, за каждый налоговый период; сравнить эту сумму с той, которая указана заявителем как исчисленная по итогам данного периода в соответствующей декларации; при наличии к тому оснований – произвести необходимые корректировки исчисленной суммы налога.

 

Подводя итог вышеизложенному, скажем, что хозяйствующий субъект, применяющий в отношении осуществляемой деятельности спецрежим в виде ЕНВД, в случае выставления счета-фактуры с выделенным НДС обязан уплатить заявленную в таком документе сумму налога в бюджет. Напомним, сделать это необходимо до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ), причем вести речь о каких-либо вычетах по НДС в данном случае не приходится.

 

Кроме того, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ в рассматриваемой си-туации «вмененщики» обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

23 ноября 2011 года. Партнеры проекта

  • Currently 0.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг: 0.0/5 (0 голосов)