Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Страховые взносы

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / Страховые взносы

А. Б. Сухов

эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

Проблемы с выполнением бюджета ПФР вынуждают законодателей изыскивать способы его пополнения, в том числе путем маневрирования величиной страховых взносов, перечисляемых в данный фонд. В связи с этим принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 243 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 243 ФЗ).

Федеральный закон № 243-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 04.12.2012.

Прежде всего, установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных ка-тегорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях). Установлена дифференциация этих размеров дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица.

Эти лица согласно указанной норме имеют право на получение досрочной пенсии, расходы на которую теперь будут нести страхователи, использующие работников на этих работах.

Данные страховые взносы, уплаченные по дополнительным тарифам, не являются персонифицированными и в полном объеме направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии по старости до наступления общеустановленного пенсионного возраста получателей, пенсия которым назначена в соответствии с указанными условиями.

В связи с изложенным в Законе об обязательном пенсионном страхова-нии появилась новая ст. 33.2, а в Законе о страховых взносах – ст. 58.3, которые действуют уже с 01.01.2013. Из пунктов 3 обеих статей следует, что при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, уста-новленным указанными статьями, положения ч. 4 и 5 ст. 8 Закона о страховых взносах не применяются. В этих нормах говорится об установлении предельной величины базы для начисления страховых взно-сов, после превышения которой они не взимаются.

Правда, ст. 33.1 Закона об обязательном пенсионном страховании, а также ст. 58.2 Закона о страховых взносах определен льготный период, в течение которого ставка тарифа страховых взносов, перечисляемых в ПФР, установлена в пониженном размере. При превышении предельного уровня все таки надо перечислять взносы, но в размере 10% облагаемой ими базы.

Таким образом, по нашему мнению, при превышении предельного уровня исчисление общих страховых взносов производится в обычном порядке, то есть в размере 10%, а вот дополнительный тариф применяется полностью.

О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ С 2014 ГОДА

С 01.01.2014 будет скорректировано распределение страховых взносов на страховую и накопительную части в отношении тех застрахованных лиц, для которых предусмотрены отчисления на накопительную часть. Так, сейчас в общем случае организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании) 1967 года рождения и моложе, из пре­дусмотренного тарифа, равного 26%, 20% перечисляют на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 6% – на финансирование накопительной части.

С указанной даты на накопительную часть надо будет перечислять только 2% от облагаемой взносами базы. Получается, что на страховую часть нужно перечислять 24%. При этом происходит увеличение индивидуальной части тарифа страховых взносов.

Однако не следует забывать, что ст. 33.1 Закона об обязательном пенси-онном страховании для основной массы страхователей установлен льготный период на 2012 – 2013 годы, который Федеральным законом № 243 ФЗ продлен на 2014 – 2015 годы. В течение этого времени общая величина тарифа страховых взносов, перечисляемых в ПФР, составляет 22%. То есть в 2014 – 2015 годах на финансирование страховой части трудовой пенсии с учетом данного изменения надо будет перечислять 20% облагаемой взносами базы. Следовательно, увеличение до 24% произойдет с 2016 года. Соответствующую правку претерпела также ст. 58.2 Закона о страховых взносах.

В 2014 – 2015 годах общий тариф страховых взносов, перечисляемых в ПФР, как и в 2012 – 2013 годах, сохранится на уровне 22%.

Напомним, что для некоторых категорий страхователей на разные периоды установлены особые льготные размеры страховых взносов. Соответственно, для них имеются особенности распределения этих взносов на разные части трудовой пенсии.

Так, в п. 5 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании указаны тарифы на 2011 – 2014 годы для следующих категорий стра-хователей (пп. 1 – 3 п. 4 ст. 33 данного закона):

– для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежим в виде ЕСХН;

– для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физи-ческим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инва-лидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских об-щественных организаций инвалидов.

Напомним, что принцип отчислений для всех категорий страхователей ме-няется в отношении физических лиц 1967 года рождения и моложе, так как только для них формируется накопительная часть трудовой пенсии. Здесь и далее мы будем говорить именно о них. Так вот, страхователи, перечисленные в пп. 1 – 3 п. 4 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании, в 2014 году также на финансирование накопительной части трудовой пенсии будут перечислять только 2% облагаемой взносами базы, а на финансирование страховой части – 19%. В 2013 году эти доли будут равны 6 и 15% соответственно.

Следующая категория льготников – организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244 ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (п. 6 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном стра-ховании).

В 2014 году таким организациям на финансирование страховой части трудовой пенсии придется перечислять 12%, а на финансирование нако-пительной части – 2% (до этого – 8 и 6% соответственно).

Далее скажем о страхователях, перечисленных в пп. 4 – 6 п. 4 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании, для которых на 2011 – 2019 годы установлены льготные тарифы (п. 7 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании). Это:

– хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджет-ными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127 ФЗ «О науке и государственной науч-но-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования согласно Федеральному закону от 22.08.1996 № 125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональ-ном образовании»;

– организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие вы-платы физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ, организации и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении турист-ско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим ли-цам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер;

– организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, заключивших с органами управ-ления ОЭЗ соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Читатели уже могут догадаться, что и этим страхователям с 01.01.2014 на финансирование накопительной части трудовой пенсии надо будет пере-числять только 2% облагаемой взносами базы. Соответственно, на финансирование страховой части пойдет: в 2014 – 2017 годах – 6%, в 2018 году – 11%, в 2019 году – 18%.

Наконец, перейдем к п. 7 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании, в котором сказано о льготных тарифах на 2011 – 2014 годы для страхователей – российских организаций и индивидуальных предприни-мателей, производящих выплаты физическим лицам и осуществляющих про-изводство, выпуск в свет (эфир) и (или) издание СМИ (за исключением СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эро-тического характера), в том числе в электронном виде, основными видами экономической деятельности которых являются:

– деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

– издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записан-ных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций (пп. 7 п. 4 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Поскольку в 2014 году эти страхователи на финансирование накопительной части трудовой пенсии должны будут перечислять также 2% облагаемой взносами базы, отчисление на финансирование страховой части увеличится до 21,2%.

Все перечисленные категории страхователей (как со льготами, так и без них) должны учитывать одну тонкость. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе имеют право с 01.01.2014 сохранить для себя отчисления на накопительную часть трудовой пенсии в размере 6% облагаемой взносами базы. Это следует из новой ст. 33.3 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Для этого данные лица в течение 2013 года должны обратиться в ПФР с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заяв-лением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расши-ренного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании. У тех, кто не сделает такой выбор до 01.01.2014, величина отчисления на накопительную часть трудовой пенсии по умолчанию составит 2%.

Каким образом страхователь будет получать информацию о выборе конкретного застрахованного лица, видимо, также будет решено в течение 2013 года. Иначе у страхователей возникнут затруднения с тем, как распределять страховые взносы при их исчислении с облагаемой базы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе.

УВЕЛИЧЕН РАЗМЕР СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ЛИЦ

В абзаце 8 ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании теперь фактически продублирован принцип определения стоимости страхового года, который в действовавшей до сих пор редакции был приведен в п. 2 ст. 13 Закона о страховых взносах. Эта величина представляет собой произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 232 ФЗ с 01.01.2013 МРОТ увеличен до 5 205 руб. До этого расчет стоимости страхового года велся исходя из МРОТ, равного 4 611 руб., установленного Федеральным законом от 01.06.2011 № 106 ФЗ.

Ранее в п. 2 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании просто делалась отсылка к Закону о страховых взносах.

Однако сама ст. 13 данного закона теперь утратила силу. Вместо нее в ст. 14 указывается, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, упла-чивают соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах, при-чем это касается не только ПФР, но и ФОМС.

Как такие взносы рассчитываются, указывается в новых ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона о страховых взносах. В отличие от стоимости страхового года, фик-сированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному стра-хованию определяется как произведение двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

В 2012 году указанные плательщики перечисляли взносы в ПФР исходя из 1 МРОТ. В расчете на год они были равны 14 386,32 руб. (4 611 руб. х 26% х 12 мес.). Фиксированный размер данных взносов в 2013 году составит 32 479,2 руб. (5 205 руб. х 2 х 26% х 12 мес.). То есть налицо рост более чем в два раза. Причем в первоначальной версии рассматриваемого закона в 2014 году предполагался еще больший рост указанных страховых взносов, но в окончательной редакции эти планы не нашли отражения.

Также фиксированный размер страхового взноса по обязательному меди-цинскому страхованию определяется как произведение МРОТ, установлен-ного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачи-ваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, преду-смотренного п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

В 2012 году данный взнос равнялся 2 821,93 руб. (4 611 руб. х 5,1% х 12 мес.). В 2013 году он немного вырос за счет увеличения МРОТ и составляет 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 5,1% х 12 мес.).

В то же время появилась возможность не уплачивать фиксированные стра-ховые взносы в период, когда лицо не ведет предпринимательскую деятель-ность, но не хочет утрачивать предпринимательский статус. Предусмотрен ряд оснований для этого, они перечислены в пп. 1, 3, 6 – 8 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. Данные периоды, несмотря на отсутствие фактического ведения работы или иной деятельности, засчитываются в страховой стаж для расчета пенсии. Это периоды:

– военной службы по призыву, но не приравниваемые к ней;

– ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

– ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

– проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

– проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, посто-янные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства феде-ральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представи-телей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Отсутствие деятельности в указанные периоды требуется подтверждать до-кументально, хотя, по нашему мнению, непонятно, как это можно сделать в случае ухода за ребенком, инвалидом или пенсионером. Ведь такой уход сам по себе не препятствует ведению предпринимательской деятельности, хотя и в ограниченном объеме. Возможно, подобным документом для органов контроля за уплатой страховых взносов может быть книга учета доходов и расходов, заверенная в налоговом органе, из которой видно отсутствие предпринимательской деятельности в требуемом периоде.

УТОЧНЕНИЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В пункте 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании ука-зываются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное стра-хование в соответствии с данным законом и которые именуются застрахо-ванными. В частности, таковыми признаются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовые договоры на неопределенный срок либо срочные трудовые договоры на срок не менее шести месяцев.

Теперь указывается, что данная норма распространяется и на иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, заключивших в течение календарного года несколько срочных трудовых договоров. Но их общая продолжительность в течение такого календарного года все равно должна составлять не менее шести месяцев (изменен также п. 2 ст. 22.1 Закона об обязательном пенсионном страховании). Правда, по нашему мнению, неясно, как учитывать эту общую продолжительность по срочным трудовым договорам в случае их одновременного, а не поочередного выполнения.


{1}Федеральный закон от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». {2}Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

19 марта 2013 года. Материал был опубликован в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера» , январь Издательство "Аюдар Пресс"

  • Currently 5.00/5

Рейтинг: 5.0/5 (3 голоса)