Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Возврат НДС

В современном налоговом законодательстве существует много неясностей, связанных с подачей налогоплательщиками заявлений по возврату налога на добавочную стоимость в случае применения пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса России. Данная статья НК РФ предусматривает порядок вынесения решения налоговым органом, касающегося итогов проверки обоснованности использования вычетов по налогам. Кроме того, здесь же приводятся условия, а также порядок осуществления начислений процентов в случае несвоевременного возмещения налоговых сумм.
Возмещение НДС осуществляется в срок не позднее трех месяцев с того момента, когда налогоплательщик предоставил отдельную налоговую декларацию, а также документы, перечень которых предусматривается в статье 165 Налогового кодекса. В данный период времени налоговый орган осуществляет принятие решения о возмещении путем зачета либо осуществления возврата сумм налога. В случае несоответствия законодательству налоговый орган вправе также отклонить возможность осуществления возмещения. В то же время зачет финансовых средств в счет недоимки либо пени по налогам и задолженности по налоговым санкциям, а также в счет текущей оплаты налогов и сборов, осуществляется налоговым органом самостоятельно. Данный орган обязан в десятидневный срок уведомить налогоплательщика о своем решении. Возврат НДС осуществляется налогоплательщику по написанному им заявлению в соответствие с пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Возмещение НДС. Применение в судебной практике

В судебной практике отсутствует четкая оценка требований абзаца 9 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса по осуществлению возврата финансовых средств на расчетный счет. Кроме того, неясность есть и в определении роли заявления, поданного налогоплательщиком, как в случае возврата, так и при определении времени осуществления расчетов для суммы процентов в том случае, если возврат НДС при покупке был произведен несвоевременно.

В первом случае проблема оговаривается в постановлениях № КА-А40/5723–0, принятых ФАС МО 29.08.2002 года, а также № А54-424/03-С18 от ФАС ЦО, принятом 05.09.2003 года. В соответствие с данными положениями налогоплательщик в случае отсутствия недоимки по налогам и сборам, обладает правом на выражение своей воли относительно суммы НДС, которая подлежит возмещению за счет бюджета, а также правом распоряжения данной суммой. В частности, он может указать, необходимо ли ему вернуть всю сумму целиком либо частично перевести на расчетный счет. В данном случае пожелание налогоплательщика выражается подачей заявления о возврате НДС. Именно оно и становится отправной точкой для фиксации сроков начисления процентов и основанием, в соответствие с которым осуществляется начисление.

В постановлении № Ф04/2576–283/А67-2004, принятом ФАС ЗСО 11.05.2004 года, наличие либо отсутствие заявления от налогоплательщика на возврат НДС служит основанием для его осуществления. Кроме того, в данном постановлении оценивается содержание данного заявления в связи с тем, что возмещение НДС производится двумя способами, а задача налогоплательщика — указать один из них. Осуществляя указание способа возмещения, среди которых имеется зачет либо возврат на расчетный счет, налогоплательщиком производится распоряжение финансовыми средствами в соответствие с законодательством. Самостоятельно распорядиться средствами налоговый орган не имеет права. Главная роль заявления в данном случае заключается в официальном выражении воли налогоплательщика в плане возмещения налога.

В то же время, в связи с тем, что возврат денежных средств налоговый орган осуществляет самостоятельно, подача заявления при отсутствии основания для осуществления зачетной формы расчета будет носить формальный характер. Данные основания регламентируется абзацами 6 и 7 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждением данного подхода может служить и абзац 5 пункта 4 статьи 176 НК РФ. В соответствие с ним, налоговый орган обязан осуществить информирование налогоплательщика о решении, где производится указание сумм возмещения.

В соответствие с рядом судебных решений федеральных округов, имеется и иная, более обоснованная точка зрения. В соответствие с ней право налогоплательщика на осуществление возврата финансовых средств не связывается с какими-либо действиями с его стороны. Связано это с тем, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по налогом и пене, а также начисляемых в случае просрочек налоговых санкций, уже непосредственно является основанием для осуществления перечислений на расчетный счет возмещения НДС. Заявление налогоплательщика в данном случае, точнее, его наличие либо отсутствие, также не является обязательным. Кроме того, сам факт признания в судебном порядке незаконными действий налогового органа и обязанность возмещения последним финансовых средств также является свидетельством волеизъявления налогоплательщика о возврате на счет финансовых средств.

Постановление № КА-А40/801–03 ФАС МО от 27.02.03 также указывает на установленную ответственность в соответствие с абзацем 12 пункта 4 статьи 176 НК РФ в случае нарушения сроков возврата налога. В данном случае подача заявления налогоплательщиком также не обязательна. В связи с этим, начисление процентов за несвоевременное возмещение суммы от налога производится непосредственно по факту просрочки, а срок подачи заявления не является отправной точкой к данному начислению.

В соответствие с постановлением № Ф09-2425/2003АК, принятым ФАС УО 14.08.2003 года, проценты могут быть начислены не только за нарушения в отношении сроков возврата НДС, но и срока принятия решения об осуществлении такого возврата. Так, если налоговый орган бездействует, налогоплательщик не имеет юридических оснований для подачи заявления о возврате НДС. Но при этом заявление о возврате является условием для начисления процентов в виду того, что абзацем 9 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса предусматривается осуществление их начисления конкретно в случае несвоевременного возврата, осуществляющегося на основании заявления, написанного налогоплательщиком. В то же время дата подачи данного заявления не должна становиться отсчетной точкой начисления процентов. Последние должны начисляться как в случае несвоевременного возврата со стороны налоговых органов, так и в случае нарушения сроков о возврате НДС или непринятии подобного решения.

Немаловажную роль в случае рассмотрении вопроса о подаче заявления имеет и позиция, которая была установлена в постановлении № КА-А40/7904–04, принятом ФАС МО 17.09.2004 года. В соответствие с ним отсутствие заявления, написанного налогоплательщиком, при предоставлении декларации и полного перечня документации влечет отказ со стороны налогового органа о возмещении суммы налога на добавочную стоимость путем возврата. Однако отсутствие заявления именно об осуществлении возврата НДС не является основанием для отказа в возмещении. Если декларация и сопутствующая документация вовремя предоставлены в налоговый орган, в случае задержки возврата НДС производится начисление процентов исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России. При этом проценты, подлежащие взысканию, в данном случае начисляются за все время нахождения средств налогоплательщика в бюджете. В данном случае суд руководствуется пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса, в соответствие с которым все неясности и сомнения в законодательных актах трактуются в пользу налогоплательщика. В связи с этом обоснованность данной позиции в том, что она имеет большее соответствие арбитражной практике по возмещению налога на добавленную стоимость. Кроме того, она не рассматривает заявление, поданное налогоплательщиком, в качестве главного основания для осуществления возврата НДС, а также процентов за несвоевременность осуществления данного возврата. Кроме того, подобная практика не считает дату подачи заявления в роли ключевой точки, с которой начинается начисление процентов.

Сроки для подачи заявления на возмещение НДС

Законодательство, регулирующее налоговые отчисления, не предусматривает сроки для осуществления подачи заявления о возвращении НДС на расчетный счет плательщика. Существует позиция, в связи с которой наиболее удобным является подача заявления одновременно с декларацией, имеющей нулевую процентную ставку, а также перечнем документации, список которой оговорен в татье 165 Налогового кодекса страны. При отказе со стороны налогового органа осуществить возмещение налога на добавочную стоимость наличие заявления не играет роли, поскольку невозмещение начинается после истечения трехмесячного срока, который отводится налоговому органу в соответствие с Налоговым кодексом для проверок, связанных с обоснованностью использования вычетов. По прошествии данного установленного законодательством срока при бездействии налогового органа и начинается начисление процентов. Оно производится вне зависимости от наличия заявления, которое предусматривается 9-м абзацем пункта 4 176-й статьи Налогового кодекса. Подача заявления может быть осуществлена налогоплательщиком как в форме письма, так и искового заявления. Выбор формы налогоплательщик осуществляет самостоятельно в зависимости от решения, принятого налоговым органом. В частности, если последний бездействует, наиболее оптимальным вариантом является подача искового заявления.

Содержания и форма подачи заявления налогоплательщиком

Содержание и форма заявления, подаваемого налогоплательщиком, играют весьма большое значение. Если исходить из 9-го абзаца 4-го пункта статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, письменная форма подачи заявления со стороны налогоплательщика не является обязательным фактором. Однако, несмотря на это, письменная форма подачи заявления является наиболее удобной. Связано это с тем, что при подаче заявления на его втором экземпляре делается пометка о принятии. Ее наличие позволяет доказать сам факт подачи налогоплательщиком данного заявления и его принятие о стороны налогового органа.

Очень часто налогоплательщики по разному подходят к толкованию содержания и формы заявления. Это происходит ввиду противоречивого толкования 9-го абзаца 4-го пункта статьи 176 Налогового кодекса. В связи с этим весьма часто встречаются случаи, когда написанное заявление налоговые органы могут истолковать как недействительное ввиду разности толкования. Однако подобная ситуация никак не влияет в судебном разбирательстве, поскольку в соответствие с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все сомнения и противоречия, а также возможные неясности законодательных актов о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика. При этом суд обязан рассматривать доказательство, в роли которого выступает заявление налогоплательщика, исходя из его презумпции добросовестности.

Однако презумпция добросовестности не всегда применяется в судебном производстве. В частности, в постановлении ФАС МО № КА-А40/11901–04 от 28.12.2004 был произведен отказ в удовлетворении требований налогоплательщика по осуществлению начисления и возврата процентов. Аргументацией данного решения была связана с тем, что в своем заявлении налогоплательщик не указал прямо способа осуществления возврата налога на добавочную стоимость. Судом не были приняты доводы истца о том, что нижестоящими судами ранее не было осуществлено указание данных, отсутствующих в поданном заявлении и создающих препятствия к возмещению НДС. Кроме того, судом были отклонены и доводы налогоплательщика о преюдициальном значении принятого ранее судебного решения на возврат НДС. В нем судом был установлен факт осуществления подачи заявления налогоплательщиком, а также довод о подтверждении подачи со стороны налогового органа, и фактическом произведении возврата. Кроме того, суд не стал учитывать довод о единообразии в применении законодательства, поскольку в иных случаях осуществлялось подтверждение факта соответствия содержания и формы заявлений налогоплательщиком требованиям, которые предусматриваются законодательством. Таким образом, данное постановление ФАС МО представляет собой первую точку зрения в отношении рассматриваемого вопроса и становится показательным в отношении осуществления оценки судами содержания заявлений налогоплательщиков.

Учитывая тот факт, что форма и содержание подаваемого налогоплательщиком заявления на начисление процентов и возврат налога на добавочную стоимость не определяются ныне действующими законодательными актами, следует разобраться в вопросах касательно необходимого и достаточного объема данных, указываемых в заявлении. По одной из имеющихся и наиболее распространенных точек зрения в заявление должно быть включено наименование налогоплательщика, осуществляющего его подачу, период подачи налоговой декларации с нулевой процентной ставкой, номер расчетного счета, а также дату осуществления подачи налоговой декларации и сопутствующей документации, перечень которой предусмотрен статьей 165 Налогового кодека Российской Федерации.

Наименование налогоплательщика, осуществляющего подачу заявления на возврат налога на добавочную стоимость и начисление процентов, дата осуществления подачи налоговой декларации по нулевой процентной ставке и документация в соответствие со статьей 165 Налогового кодека имеются непосредственно в самой декларации. Срок ее подачи имеется на копии, а также в сопроводительном письме в том случае, если оно было подано. Также из налоговой декларации исходит и сумма налога на добавочную стоимость, которая заявляется налогоплательщиком к возмещению. Помимо вышеизложенного, сумма НДС, которая предъявляется к возмещению, может не соответствовать сумме по налогу, которая указывается в решении налогового органа. Данный факт также осуществляет подтверждение обоснованности подачи налогоплательщиком заявления об осуществлении возмещения НДС после того, как решение было вынесено и показывает, что налогоплательщик не может точно осуществить указание суммы, которая подлежит возврату. В отношении же указания номера лицевого счета данная обязанность у налогоплательщика отсутствует при осуществлении письменного уведомления об открытии счетов в соответствие со 2-м абзацем пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса России. В Налоговом кодексе не предусмотрена обязанность налогоплательщика осуществлять повторное предоставление данных в случаях, когда нет соответствующего запроса со стороны налоговых органов. Это утверждение является подтверждением того факта, то указанный ранее подход со стороны судебных органов не всегда оправдан.

Существует еще один вариант решения вопроса по содержанию и форме заявления, подаваемого налогоплательщиком. Исходя из него следует, что для осуществления возмещения налога на добавочную стоимость можно использовать практику возврата налоговых сумм иностранными организациями, которые были удержаны от доходов с источников в Росийской Федерации. Для проведения данной процедуры была разработана типовая форма заявления о возврате под номером 1011DТ. Для того, чтобы применять данную практику в случаях возврата налога на добавочную стоимость, требуется осуществить утверждение формы заявления. Кроме того, необходимо осуществить внесение изменений в пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Ими должно быть предусмотрена обязанность налогоплательщика предоставлять заявление об осуществлении возврата установленной типовой формы единовременно с налоговой декларацией, имеющей нулевую процентную ставку, а также документации в соответствие со статьей 165 Налогового кодекса России.

Использование заявления на возврат НДС в качестве основания для начисления и последующей выплаты процентов

В случаях несвоевременности осуществления выплат по возврату налога на добавочную стоимость оценка роли заявления плательщика в арбитражной практике неоднозначна. Основная причина подобной ситуации кроется в том, можно ли считать заявление тем документом, в отсутствие которого возмещение невозможно, либо оно имеет формальный характер. Последнее характеризуется тем, что в соответствие с решением суда возврат НДС может быть осуществлен без наличия заявления плательщика.

Арбитражная практика показывает, что заявление на возврат налога на добавочную стоимость носит коре формальный характер. Связано это тем, что заявление требуется лишь в роли основания для налогового органа, исходя из которого осуществляется перечисление финансовых средств на расчетный счет, принадлежащий налогоплательщику. В случае несогласия последнего с вынесенным налоговым органом решением или в случае бездействия оного начисление суммы по процентам должна начинаться с дня, следующего за трехмесячным сроком, который предусмотрен для принятия решения. Решение о начислении процентов принимается судом.

См. также:
 
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (2 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям