Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Ответственность за нарушение ТК РФ с 2015 года ужесточается

Как закреплено в Трудовом кодексе, допустившие нарушение трудового законодательства лица, должны нести всемерную ответственность в установленном в России порядке. Однако с 1 января 2015 года, то есть с момента вступления в силу ряда новых нормативных актов, и с принятием закона, рассматривающего вопросы условий труда и их специальной оценки, ответственность за нарушение норм существующего трудового законодательства значительно усиливаются. И на это нужно обязательно обратить внимание руководству компаний, кадровикам и иным специалистам, связанным с персоналом.

Основные ужесточения в трудовых отношениях коснулись таких моментов, как: уклонение от заключения трудового договора; отрицание факта допущения к работе сотрудника; нарушение соблюдения правил охраны труда, обеспечения работников средствами защиты и т. д.

Общие положения административной ответственности работодателя

Основные вопросы нарушения трудового законодательства работодателем рассматриваются Кодексом об административных правонарушениях. Для юридических лиц ответственность административного характера предусмотрена в случаях, рассмотренных в статьях раздела II этого же документа или соответствующим законодательством субъектов РФ (I часть ст. 2.10 КоАП РФ).

  • Если юридическое лицо имело возможность соблюсти нарушенные им нормы и правила, но не приняло (ст. 2.1 КоАП РФ), надлежащих мер для их соблюдения, то данный работодатель признается виновным.
  • Если должностное лицо совсем не исполнило должностные обязанности или исполнило их ненадлежащим образом, и следствие этого стало административное нарушение, то всеобъемлющая административная ответственность ложится на данное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Определение должностного лица

Согласно принятым нормам должностным именуется лицо, согласно закону наделенное распорядительными полномочиями, направленными на лиц, не находящихся к нему в служебном подчинении. Причем полномочия могут исполняться на постоянной, временной основе, а могут быть получены на основании специальных распоряжений.

Должностным также признается лицо, в чьей компетенции находятся функции административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера во властных органах, организациях государственного и муниципального подчинения, а также в Вооруженных силах и других воинских формированиях РФ.

Сроки давности при административных нарушениях

Постановление по делу о правонарушении административного характера не может быть вынесено позже, чем по окончании двух месяцев с его выявления. Исключением считаются случаи, рассмотренные ст.4.5 рассматриваемого кодекса.

Согласно изменениям, внесенным в первую часть этой статьи Кодекса об административных правонарушениях, отныне за нарушение трудового законодательства работодателем ответственность может наступить в течение календарного года со дня допущенного лицом административного правонарушения. Аналогичная мера предусматривается в отношении работника предприятия – должностного лица.

По истечении указанных сроков продолжение дела о правонарушении административного характера (ст. 24.5 КоАП РФ), направленное на привлечение того или иного лица к административной ответственности, исключено.

Поводы для возбуждения дела об административном нарушении

Как указано в статье 28.1 Кодекса об административных правонарушениях, поводом для административного нарушения могут стать:

  • выявление указывающих на факт административного правонарушения достаточных данных уполномоченными составлять протоколы о таких событиях должностными лицами;
  • поступившие из правоохранительных, других уполномоченных органов или общественных объединений данные с указанием на факт административного правонарушения;
  • сообщения о факте административного правонарушения информационного или заявительного характера, поступившие от физических или юридических лиц, а также из средств массовой информации.

Нарушения трудового законодательства – наказание

Лицо, допустившее нарушение прав трудового законодательства, получает предупреждение или уполномоченными органами на него налагается административный штраф (ст. 5.27 КоАП РФ):

  • при этом должностным лицам взыскание вменяется в размере 1 000 – 5 000 рублей;
  • ответственность юридического лица составляет 30 000 – 50 000 рублей.

Кроме штрафных санкций, к юридическому лицу сегодня может быть применена административная приостановка деятельности. Срок такой меры не должен превышать 90 суток.

Повторное совершение правонарушения, аналогичного первому, по той же статье грозит виновному юридическому лицу выплатой штрафа от 50 до 70 тыс. руб. Нормы для должностных лиц иные. Они могут потерять квалификацию на срок до трех лет.

Фактическое допущение сотрудника к работе

ФЗ № 421 предусматривает ответственность за фактический допуск к работе не уполномоченным на то работодателем лицом, а также при отказе работодателя или его представителя признать отношения между ним и допущенным по факту к работе лицом трудовыми, то есть в случае отсутствия трудового договора.

В Кодексе об административных правонарушениях предусматривается ответственность за нарушение трудового законодательства в этой части. Штраф административного характера:

  • в пределах 3 000 – 5 000 рублей налагается на граждан;
  • 10 000 – 20 000 рублей – на виновных должностных лиц.

Важно помнить, что возникновение трудовых отношений фиксируется и при фактическом допущении сотрудника к исполнению рабочих обязанностей без наличия на этот момент оформленного трудового договора. В этом случае допуск осуществляется после уведомления работодателя или его представителя. Или от работодателя поступает соответствующее на то поручение. Допускать работника к фактическому исполнению обязанностей без ведома работодателя или его поручения запрещено.

Представитель работодателя – это лицо, согласно закону, учредительным документам организации или другим актам либо в соответствии с заключенным трудовым договором полномочное нанимать работников. Только в таком случае фактическое допущение работника дает право говорить о возникновении трудовых отношений, а значит, работодатель ответственен за надлежащее оформление трудового договора с данным работником.

Уклонение от оформления трудового договора

Если зафиксировано уклонение от оформления гражданско-правового, трудового договора или такие документы составлены с нарушениями, то в третьей части ст. 5.27 это квалифицируется как серьезное нарушение:

  • виновные должностные лица штрафуются на 10 000 – 20 000 рублей;
  • размер наказания для юридических лиц составит 50 000 – 100 000 рублей.

Рассматриваемая в данном случае статья определяет ответственность за нарушение трудового законодательства для уже подвергавшихся наказанию и снова допустивших аналогичный проступок. Штраф в этом случае составит:

  • для граждан 5 000 рублей;
  • организации в этом случае могут выплатить 100 000 – 200 000 рублей

Ответственные должностные лица дисквалифицируются, причем срок этой меры может составлять 1 – 3 года.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда

Согласно ФЗ № 421 пятая глава кодекса была дополнена. В тексте статьи 5.27.1 устанавливается ответственность при нарушении государственных нормативов, касающихся вопросов охраны труда.

Наказанием за нарушение трудового законодательства в части государственных нормативов в сфере охраны труда становится вынесение предупреждения виновному лицу, или же, согласно законодательству, может быть наложен штраф:

  • в сумме 2 - 5 тысяч рублей для повинных в нарушении должностных лиц;
  • 50 - 80 тысяч рублей для организаций.

Условия труда и порядок их специальной оценки

Уже с января 2014 года бюджетными учреждениями вместо аттестации существующих рабочих мест должна вестись специальная оценка существующих в организации условий труда. Согласно ФЗ № 426 от 28.12.2013г. – это единый комплекс осуществляемых последовательно мероприятий, нацеленных на идентификацию вредных или представляющих опасность факторов и оценку воздействия этих факторов на человека. Оценка происходит с учетом особенностей трудовых процессов, при этом выявляется отклонение фактических значений от нормативных в условиях применения всевозможных средств защиты работающих.

Работодатель ответственен за организацию и финансирование всех связанных с оценкой мероприятий, которые проводятся работодателем вместе с привлекаемыми по договору гражданско-правового характера организациями и соответствующими нормам федерального законодательства.

Подобная оценка проходит раз в пять лет или чаще, если иное не указано в законе. Срок исчисляется с момент утверждения официального отчета о проведении мероприятия и его подписания председателем комиссии и всеми ее членами. Все работники за 30 календарных дней с момента утверждения должны быть под подпись ознакомлены с документом.

Как указано в статье11 ФЗ № 426 данные о рабочих местах, успешно прошедших оценку, попадают в декларацию соответствия, которую организация должна подать в местное отделение государственной инспекции труда. Такой документ будет действовать в течение пяти лет. Если за этот срок отсутствовали обстоятельства, описанные в пятой части статьи 11 рассматриваемого закона, то срок действия продлевается на пять последующих лет.

Нарушение трудового законодательства работодателем, не соблюдавшим порядок проведения оценки или отказавшимся без веских причин от мероприятия, влечет предупреждение или серьезный штраф административного характера (II часть ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • должностным лицам может быть назначена сумма в 5 000 – 10 000 рублей,
  • для бюджетного учреждения сумма составит 60 000 – 80 000 рублей.

Условия для допущения сотрудника к исполнению обязанностей

Все работники организации, включая ее руководителей, должны получить знания по охране труда и пройти проверку их уровня. Работодатель или его представитель должен организовать соответствующий инструктаж для всех новых сотрудников, а также переводимых на другую работу. Работники должны ознакомиться с безопасными методами и приемами труда и получить навыки первой помощи. Кроме такого обучения, работодатель обеспечивает стажировку и сдачу экзаменов для работников с вредными или представляющими опасность условиями труда.

Текст утвержденной статьи 212 Трудового кодекса устанавливает, что допускать к работе лицо, не прошедшее обучение, необходимый в конкретных условиях инструктаж, а также стажировку и проверку полученных знаний строго запрещено, такое правонарушение – это нарушение трудового законодательства работодателем.

Далее в статье 213 определяется, что занятые на работах с тяжелыми, вредными или признанными опасными условиями труда, а также работающие на транспорте лица обязательно проходят медицинские осмотры. В отдельных случаях, когда характер работы связан с опасностью, оговаривается и обязательное психиатрическое обследование всех работников, которое проходит однократно в пять лет или чаще.

Соответственно допуск не прошедшего обучения и не подтвердившего своей компетенции в области охраны труда работника – это грубейшее нарушение норм трудового законодательства (III часть ст. 5.27.1 КоАП РФ). Такой проступок влечет неизбежное наказание в виде штрафа в пределах:

  • 15 000 – 25 000 рублей, если виновным признано должностное лицо;
  • 110 000 – 130 000 рублей, при ответственности юридического лица.

Аналогичный подход, применяющий штрафы за нарушение трудового законодательства, существует и в отношении нарушений, касающихся допуска работника без прохождения обязательных медицинских обследований, психиатрических освидетельствований или выявлении у сотрудника противопоказаний медицинского характера.

Обеспечение работников предприятия средствами защиты

Средства защиты согласно тексту статьи 209 Трудового кодекса – это технические средства для уменьшения или предотвращения воздействия вредных или признанных опасными факторов, в том числе и загрязнений, возможных на производстве.

А в соответствии со статьей 221, предусмотрено, что работники на бесплатной основе должны обеспечиваться специализированной одеждой, обувью и прочими средствами защиты на работах:

  • во вредных или опасных условиях;
  • в особых температурных режимах;
  • в условии загрязнения.

Правила обеспечения утверждены Приказом Минздрава РФ № 290н от 01.06.2009. Неисполнение этих правил неизбежно повлечет серьезное наказание за нарушение трудового законодательства:

  • должностные лица штрафуются на сумму 20 000 – 30 000 рублей;
  • административный штраф для юридических лиц составляет 130 000 – 150 000 рублей.

По тексту пункта 5.5 Технического регламента № 878 от 09.12.2011г. средства защиты для работников классифицируются в зависимости от степени риска вреда здоровью и делятся на два класса:

  1. средства ИЗ простой конструкции, эффективные в условиях минимальных рисков вреда здоровью и подлежащие декларированию соответствия установленным требованиям;
  2. средства ИЗ сложной конструкции, способные предотвратить гибель человека или причинение необратимого вреда его здоровью и подлежащие обязательной сертификации.

Установленная законодательством ответственность за нарушение трудового законодательства при допущении повторных правонарушений, определяется следующим образом:

Выполнение предписания

Надзор за соблюдением норм права на государственном уровне ведется федеральной инспекцией. Порядок действия этого органа устанавливает Правительством РФ.

Как указано в пункте 15 Положения № 875, на основании результатов проверки принимаются меры, нацеленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений существующих обязательны требований. Также проводятся мероприятия по привлечению виновных к ответственности, установленной законодательством РФ. В качестве наказания согласно установленным правилам применяются и штрафы за нарушения трудового законодательства. Так, если в результате проверки выявлены административные или иные нарушения:

  • проверяемая организация получает от контролирующего органа предписание об устранении данных нарушений, где обязательно указаны точные сроки устранения;
  • контролирующий орган принимает всеобъемлющие меры, чтобы нарушения были устранены и не были допущены впредь, а лица, допустившие нарушения, были выявлены и привлечены к ответственности.

Вне зависимости от того допущено данное нарушение трудового законодательства работником или работодателем, с 2015 года ответственность по статье 19.5 Кодекса об административных нарушениях может выразиться в штрафе:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей,
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 рублей.

При этом следует учесть, что должностные лица в данном случае могут подвергнуться дисквалификации, которая продлится до трех лет. Новая редакция оговаривает не только полное неисполнение предписания, но и нарушение указанных в нем сроков, а также исполнение в ненадлежащем виде законных требований контролирующего органа.

См. также:

 

 
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям

Консультант универшальный