Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Учетная политика 2015 – что учесть при ее создании

В соответствии с российским законодательством организации как частные, так и финансируемые государством, должны иметь учетную политику. Какой учетная политика должна быть в 2015 году, рассмотрим в этой статье на примере образовательных учреждений. Так, в пункте 6 Инструкции 157н (имеется в виду приказ Минфина России № 157н от 01.12.2010г.) установлено, что образовательные учреждения, выступающие субъектами бухгалтерского учета, обязаны формировать учетную политику.

Согласно Закону о бухгалтерском учете (ФЗ № 402 от 06.12.2011г.), а именно пункту 2 статьи 8 этого документа, учетная политика организации или учреждения сегодня формируется субъектом самостоятельно. Руководствоваться при этом следует федеральными и специфичными отраслевыми стандартами. Сегодня для государственных, в том числе и для муниципального подчинения учреждений, подобные стандарты не установлены, и это означает, что образовательные организации могут формировать данную политику на основании инструкций № 157н, 162н, 183н и 174н.

В конце года организации проводят анализ финансовой и хозяйственной деятельности за истекший период и составляют планы на предстоящий 2015 год. В этом свете пересматривается и учетная политика организации на 2015 год, а также определяется, насколько точно ее положения отражают информацию о данном образовательном учреждении и аспекты ее экономической деятельности. На этом этапе важно учесть произошедшие за уходящий год изменения в российском законодательстве, в том числе и те акты, что вступят в силу лишь в 2015 году.

Разделы учетной политики

Специалист обязательно должен обратить внимание на раскрытую в шестом пункте Инструкции 157н структуру учетной политики. Учетную политику в образовательной организации устанавливают внутренние акты этого субъекта учета, причем таковыми утверждаются:

  • актуальный рабочий план бухгалтерского учета, содержащий, в том числе, и счета, применяемые для ведения аналитического и синтетического учета;
  • методы, используемые для всеобъемлющей оценки некоторых видов имущества учреждения и его обязательств;
  • правила документооборота в учреждении, а также существующий и соответствующий утвержденному графику порядок сдачи первичной документации;
  • введенный порядок ведения инвентаризационных мероприятий;
  • технологические приемы обработки документации для отражения этих сведений в бухгалтерском учете;
  • неунифицированные законодательством и применяемые в учреждении формы первичной и сводной документации по учету, предназначенные для должного оформления хозяйственных операций. В данном случае такие формы обязательно содержат реквизиты первичного документа учета, что предусматривается пунктом № 7 Инструкции 157н;
  • порядок ведения организацией внутреннего финансового контроля;
  • другие акты и решения, без которых организация и ведение финансового учета в учреждении были бы невозможны.

Утвержденным 29 августа 2014 года Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н внесены некоторые изменения. Отныне в пункте 6 оговаривается не только вхождение в учетную политику уже перечисленных разделов, но и «Порядка отражения в учете организации событий, отмеченных после отчетной даты». Такое понятие в соответствии с существующими международными требованиями используется при учете в коммерческих предприятиях, а вот для государственных учреждений этот пункт совершенно новый. Учетная политика 2015 должна формироваться с учетом всех происходящих изменений и новшеств.

Соответствующее ПБУ «События после отчетной даты» было утверждено в 1998 году, и в силу данных пункта 3 положения таким событием признается хозяйственная деятельность, уже оказавшая или способная повлиять на финансовое состояние, результаты работы учреждения или на имеющее место движение денежных средств. Данный факт должен иметь место в отрезок времени между отчетной датой и тем, когда подписана годовая бухгалтерская отчетность.

Третий пункт данного ПБУ описывает события, которые:

  • подтверждают хозяйственные и финансовые условия на отчетную дату, в которых велась деятельность организации;
  • свидетельствуют об условиях хозяйствования, что возникли уже после наступления отчетной даты и в которых организация осуществляет деятельность на данный момент.

В приложении к ПБУ указан примерный перечень соответствующих событий и фактов хозяйственной деятельности. Ожидается, что по аналогии с рекомендациями для коммерческих организаций будут разработаны ПБУ, относящиеся к государственным, а также и к муниципальным учреждениям.

В соответствии с Приказом Минфина РФ под номером 89н шестой пункт содержит также информацию, что разработанные и используемые образовательными учреждениями формы бухгалтерского учета, не унифицированные законодательством РФ, должны быть включены в учетную политику. Это существенное отличие от существовавшей ранее практики, когда учетная политика 2014 разрабатывалась на основе только первичной документации.

Если автономные и бюджетные учреждения:

то при формировании учитывающей все нюансы деятельности учетной политики обязательно предусматриваются особенности функционирования таких организаций и ведения бухгалтерского или финансового учета, как это и предписывается Инструкцией № 157н.

Корректировка учетной политики

На основании существующих разделов учетной политики можно определить недостаток какой-либо информации, либо выявить устаревшие или недостоверные данные. Процедура внесения изменений в существующую учетную политику строго регламентирована. Пункт № 5 статьи № 8 Закона о бухучете гласит, что актуальная учетная политика на 2015 год основывается на данных прошлых лет, ведется и применяется последовательно год от года. То есть она формируется единожды при создании организации. Но согласно пункту № 6 того же закона предусматривается и допускается ее изменение в следующих случаях:

  • в соответствии с российским законодательством осуществляют полномочия по исполнению своих обязательств в денежной форме перед физическим лицом;
  • на основании соглашений осуществляют полномочия государственного заказчика, заключающего и исполняющего государственные контракты от лица государственных органов или местной власти,
  • когда меняются установленные законодательством существующие стандарты и требования;
  • если разработан или выбран новый способ ведения учета, что позволит повысить качество информации о самом объекте бухгалтерского учета;
  • если разительным образом изменены условия деятельности организации, как субъекта учета.

Особенно важным является последнее условие. Обосновать решение об изменении учетной политики можно при реорганизации субъекта, связанной со слиянием, разделением или присоединением, выделением или преобразованием юридического лица, выполненной в соответствии с российскими законами.

Важно заметить, что изменения в учетной политике образовательного учреждения возможны, если меняется российское законодательство в области бухгалтерского учета. И таких поправок на данный момент существует немало.

Новшества в Плане счетов муниципального или же государственного учреждения

Учетная политика в разделе, касающемся рабочего плана счетов, претерпевает изменения, поскольку имеют место новые счета. Образцом тому могут служить счета:

  • 210 11 – по расчету НДС по полученным авансам,
  • 210 12 – по расчету НДС по приобретенным работам, услугам и материальным ценностям,
  • 401 60 – по учету резервов предстоящих учреждению расходов,
  • 209 30 – по учету поступивших для компенсации затрат сумм.

Изменения в порядке применения счетов

По мере ввода новых счетов, добавляется и порядок их использования. Также предусматривается, что будут внесены изменения в существующую корреспонденцию счетов учреждения и налогообложение.

Как отмечалось, вводится счет 401 60, который помогает обобщить информацию о зарезервированных для равномерного распределения расходов суммах. Если рассматривать его как образец, то образовательное учреждение в соответствии с инструкцией окажется вправе создать резервы, необходимые для оплаты отпусков или компенсаций, ремонта основных средств или научных исследований.

А значит, на данном счете будут накапливаться отчисления по статьям, носящим неравномерный характер. В рамках утвержденной учетной политики учреждения устанавливается порядок создания таких резервов. То есть в данной ситуации организация самостоятельно может определить, будет ли использоваться принцип резервирования или нет.

Есть и другое немаловажное изменение в тексте Инструкции 157н. Образец тому, пункт № 25 новой редакции применяемой инструкции, гласящий, что используемые организациями на праве бессрочного пользования земельные участки, в этом случае учитываются на счете «Непроизведенные активы» аналитического учета. Такой учет производится на основании подтверждающего право пользования документа и кадастровой стоимости участка.

До сих пор, на основании пункта 333 вышеуказанной инструкции, эти участки учитывались на забалансовом счете 01. Поскольку участки переводятся на баланс, требуется внести изменения в сформированную учетную политику учреждения образования соответствующим образом, меняется и порядок налогообложения.

Изменения в отношении внутреннего контроля

Порядок осуществления внутреннего контроля выделяется в специальный раздел учетной политики. Как указывается в пункте 3 новой редакции Инструкции 157н предполагается, что перед принятием первичных документов учета в их отношении обязательно будут проводиться внутренние контрольные мероприятия. То есть в бухгалтерии образовательного учреждения важно наладить строгое распределение обязанностей для обеспечения должного качества такого контроля.

Чтобы можно было соотнести и сопоставить бухгалтерскую отчетность за несколько лет, внесение корректировок в учетную политику проводится в начале отчетного года, если для иного варианта не существует веских причин.

Дополнения к учетной политике

Конкретных упоминаний и указаний, что становится причиной дополнений в учетной политике учреждения образования, нет, поскольку такие организации в своей деятельности не пользуются ПБУ.

Но все ситуации, когда в деятельности учреждения образования появляется новый вид деятельности, новые операции или, например, новый тип активов, дополнения в учетную политику требуются. Корректировка учетной политики может проводиться организацией несколько раз в течение года, причем каких-либо ограничений по количеству таких дополнений не регламентируется и не ограничивается.

Дополнением учетной политики может считаться и приложение корреспонденции счетов по той деятельности, которая уже давно осуществляется, либо всеобъемлющее описание часто встречающейся в работе организации ситуации.

Образцом тому могут служить ситуации, когда работодателем не производится выдача подотчетных денежных средств под отчет, при этом сотрудник организации из-за производственной необходимости вынужден оплатить какие-либо расходы учреждения из собственных средств. В Инструкции 157н не описывается отражение подобных операций в счете, предназначенном для учета расчетов с подотчетными лицами, но описать ситуацию можно как выполнение взятых обязательств. Поскольку формирование актуальной учетной политики идет на основании специфики структуры учреждения, особенностей отрасли и налогообложения, то организация вправе самостоятельно выбрать используемый в таком случае счет.

В Письме Минфина России № 02-06-05/4406 от 30.09.2011г. обозначено, что использование в этом случае счета 302 00 не является нарушением ведения учета в образовательной организации. Если описанная операция по возмещению понесенных сотрудником расходов не редкость, то учреждение резонно дополняет собственную учетную политику расшифровывающими порядок возмещения подобных расходов положениями.

Подытожим:

В итоге стоит еще раз отметить, что учетная политика 2015 муниципальной или государственной организации – это результат внимательной, кропотливой и чрезвычайно объемной работы, являющейся основополагающей в работе бухгалтера, и пренебрегать которой ни в коем случае нельзя.

См. также:
1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям

Консультант универшальный