Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Налогообложение некоммерческих организаций

Довольно часто перед организациями, не ведущими коммерческую деятельность, возникают вопросы, какую систему налогообложения они имеют право применять. Допустим, разрешается ли АНО (автономной некоммерческой организации)  применять упрощенную систему налогообложения, если организация оказывает платные услуги в области образования (курсы повышения квалификации  инженерно-технических работников  и руководителей предприятий). Можно ли не включать полученные доходы в налогооблагаемую базу.

Согласно НК РФ АНО имеет право применять УСН и добровольный переход ее на упрощенную систему налогообложения  производится в соответствии с главой 26.2. Организации, занимающиеся отдельными видами деятельности и при наличии определенных условий, предусмотренных  в статье 346.12 п. 2.1 и п.3 Налогового кодекса не имеют права применять  упрощенную систему налогообложения.

 

В статье 346.12 пункт 3 подпункт 14 Налогового кодекса указано, что  если учредителями организации являются другие предприятия и их доля составляет больше 25%, то данная организация не может работать по упрощенной системе налогообложения. Данное требование не касается некоммерческих предприятий, а, следовательно, и АНО, которые согласно статье 2 пункт 3 закона «О некоммерческих организациях» за № 7-ФЗ от 12.01.96 года являются некоммерческими. Об этом же говорится в письме ФНС РФ за № 22-0-10/1986@) от 28.12.04 года и в постановлении Президиума ВАС России за № 3114/04 от 12 октября 2004 года.

В Налоговом кодексе отсутствуют условия, которые не запрещают АНО работать по УСН. В связи с этим, если автономная некоммерческая организация выполнит требования, предусмотренные в статье 346.12 п.2.1 и п.3 Налогового кодекса, то  в соответствии с порядком, установленным статьей 346.13 кодекса, она может работать  по УСН.

Статья 346.13 пункт 1 НК РФ  гласит, что, если организация собирается работать по УСН, то  ей нужно передать в налоговую инспекцию, в которой она состоит на налоговом учете, заявление в срок с 1.10 по 30.11 года, предшествующего году, с которого она  собирается применять УСН. Форма заявления утверждена приказом Федеральной Налоговой Службы РФ за  № ММВ-7-3/182@ от 13.04.10 года.

При создании организации заявление о применении упрощенной системы налогообложения можно подать в налоговый орган в течение 5 дней с даты, когда предприятие было поставлено на учет в налоговом органе (дата в свидетельстве ИНН). Данное условие указано в письме МФ РФ за № 03-11-06/2/92 от 19 мая 2009 года и в статье 346.13 пункт 2 НК России.  В момент регистрации нового предприятия вместе с пакетом документов для  его регистрации  можно подать и заявление. При этом в соответствии с письмом МНС РФ за № 09-0-10/2190 от 27 мая 2004 года  сведения об ИНН, КПП, ОГРН в заявлении не приводятся.

Относительно платных услуг в области образования и повышения квалификации специалистов и руководства предприятий и исключения полученных доходов из облагаемой базы по единому налогу, следует отметить, что доходы, которые получает АНО от оказания услуг в данной области, подлежат обложению единым налогом.

В соответствии со статьей 46 п.1 Федерального Закона РФ  «Об образовании»  за № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований». Если все полученные  организацией доходы расходуются на нужды самой организации (а также и на зарплату), для дальнейшего развития процесса обучения  в ней, то такая деятельность в соответствии со ст. 46 п.2 данного Закона не считается предпринимательской.

Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, согласно статье 346.15 пункт 1 НК России при расчете налоговой базы по единому налогу, должны учитывать доходы от реализации услуг и внереализационные доходы. Определение состава таких доходов производится в соответствии со статьями  249, 250 НК России. Доходы, полученные в соответствии со статьей 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу по единому налогу.

В статье 249 Налогового Кодекса указано, что налогом на прибыль облагается доход  от реализации или  выручка от реализации товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 39 Налогового Кодекса под реализацией товаров, работ и услуг понимается  передача права собственности на них за определенную плату от одного лица другому лицу.

В пункте 3 статьи 39 перечислены операции, которые нельзя считать реализацией товаров, работ и услуг. В данном пункте платные услуги  в области образования не указаны.

Дополнительно к этому статья 251 НК России, в которой перечислены все виды доходов некоммерческих предприятий, которые  не облагаются налогом на прибыль, не предусматривает доходы от оказания  платных образовательных услуг.

Исходя из этого, при оказании некоммерческой организацией платных услуг в области образования, доход, полученный от реализации таких услуг, считается доходом организации и включается в налоговую базу для исчисления единого налога (статья 249 Налогового Кодекса).

Плательщиками налога на прибыль признаны некоммерческие организации, применяющие обычную систему налогообложения и оказывающие платные образовательные услуги (письма МФ РФ за № 03-03-06/4/63 от 24.06.10 года, за № 03-03-04/1/701 от 19.10.06 года, письмо УФНС РФ по г. Москве за  № 20-12/81131 от 13.09.06 года).

Работники налоговых служб и Министерства  Финансов  объясняют, что средства, которые получают предприятия  и  автономные некоммерческие организации,  за оказанные платные образовательные услуги и израсходованные на дальнейшее ведение этой деятельности, считаются их доходами и в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса подлежат обложению налогом на прибыль. Исходя из этого, некоммерческие организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, доходы, полученные за оказанные  ими платные услуги в области образования, обязаны включать их в налоговую базу, облагаемую единым налогом.

Посмотрим, каков порядок распределения налога на добавленную стоимость на прямые и косвенные расходы, какая сумма НДС примется к вычету, если некоммерческое предприятие, помимо основной деятельности, занималось коммерческой, и нужно ли в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заполнять раздел VII.

В статье 143 Налогового Кодекса указано, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются и некоммерческие предприятия и организации (в дальнейшем НКО).

Согласно главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ на некоммерческую организацию, неважно, занимается она коммерческой деятельностью или нет, распространяется обязанность по уплате НДС и право на освобождение от уплаты этого налога.

Если НКО за счет средств, полученных от оказания образовательных услуг (целевых), покупает товары, материалы, которые в дальнейшем будут использованы для выполнения этой же (уставной) деятельности,  не являющейся выручкой от реализации товаров, работ или услуг, то  сумму налога на добавленную стоимость, которая была уплачена поставщикам, к вычету принять нельзя. Этот НДС учитывается в стоимости товаров, материалов, услуг (статья 170 пункт 2 подпункт 1 НК России). В книге покупок полученная от поставщика счет-фактура не отражается,  но должна быть зарегистрирована в журнале счетов-фактур полученных.

Если же некоммерческая организация ведет коммерческую деятельность, то налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна быть сформирована в обычном порядке.  Доходы, полученные от реализации таких товаров, работ и услуг включаются в выручку от реализации. Налог на добавленную стоимость, который был уплачен поставщикам товаров, работ и услуг, если они будут применены для ведения коммерческой деятельности, можно отнести на расчеты с бюджетом, при условии, что будут соблюдены следующие требования ст. 171 и ст. 172 Налогового Кодекса:

  • постановка товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ), услуг производилась на основании первичных бухгалтерских документов;
  • ТМЦ и услуги приобретались для ведения коммерческой деятельности, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость;
  • имеется счет-фактура поставщика, оформленный в соответствии с требованиями налогового законодательства.

В НК РФ не предусмотрено условие о применении вычета в зависимости от того, за счет каких средств производилась оплата поставщику за ТМЦ и услуги (постановление Президиума ВАС России за № 3266/07 от 04.09.07 года).

В связи с этим, мы считаем, что некоммерческие организации могут отнести на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость по ТМЦ и услугам, которые были куплены за счет целевых взносов учредителей для применения этих активов в предпринимательской деятельности  (письмо МФ РФ за № 03-03-04/4/194 от 28.12.06 года).

Порядок ведения раздельного учета

Если ТМЦ и услуги были приобретены для их применения в операциях, подлежащих обложению НДС и необлагаемых  операциях, то некоммерческие организации в соответствии с письмом УФНС РФ по г. Москве за № 19-11/12142 от 09.02.07 года должны организовать раздельный учет таких операций и налога на добавленную стоимость по этим операциям.

В учетной политике предприятия для целей налогообложения должно быть предусмотрено, каким образом ведется раздельный учет (письмо УФНС РФ по г. Москве за № 24-11/68949 от 20.10.04 года).

Необходимо учесть, что если известно фактическое применение ТМЦ, работ и услуг для операций, подлежащих обложению или необлагаемых НДС, то НДС по ним нужно учитывать согласно статье 170  НК РФ (пункт 4, второй или третий абзац):

  • относится на стоимость ТМЦ, работ и услуг, если они приобретены для выполнения операций, не облагаемых НДС (статья 170 пункт 2 НК РФ);
  • относится на расчеты с бюджетом (принимается к вычету), если их приобретение связано с выполнением операций, облагаемых налогом (статья 172 НК РФ).

Если поступившие на предприятие ТМЦ, работы и услуги используются для выполнения операций, как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых им, то отнести эти затраты на конкретную деятельность и распределить (как и «входной» НДС, относящийся к этим затратам) в правильной пропорции на облагаемую и необлагаемую  НДС деятельность очень сложно. Если быть точными, то невозможно распределить, какая часть налога  может быть учтена в стоимости основных средств и нематериальных активов, и сколько можно отнести на расчеты с бюджетом. Чаще всего проблемы появляются, когда нужно распределить налог на добавленную стоимость по тем ТМЦ, работам и услугам, которые  учитываются в составе общехозяйственных расходов (канцелярские товары, аренда помещений, справочные системы «Гарант» и т.д.).

Согласно статьи 170 пункт 4 НК РФ в подобной ситуации НДС необходимо распределять исходя из пропорции: определить долю стоимости отгруженных товаров, работ и услуг облагаемых НДС (или освобожденных от налога) в общей стоимости отгруженных в данном налоговом периоде товаров, работ и услуг.

Если выразиться иначе, это значит, что в расчете учитывается вся выручка от реализации товаров, работ и услуг, как не облагаемых, так и облагаемых НДС.

При расчете не обращают внимания, на каком из счетов  бухгалтерского учета  отражены доходы. Это может быть счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (письмо МФ РФ за № 03-06-01-04/133 от 10.03.05 года). При составлении пропорции не учитывается, была ли передача права собственности совершена на безвозмездной или возмездной основе.

В письмах МФ РФ за № 03-07-11/237 от 26.06.08 года, за № 03-07-11/232 от  20.06.08 года, письме ФНС России  за № ШС-6-3/450@) от 24.06.08 года  указано, что при расчете пропорции нужно брать  сведения текущего налогового периода. При  расчете НДС, налоговый период согласно статье 163 Налогового Кодекса – квартал, поэтому при расчете пропорции и НДС нужно брать данные за текущий квартал. С этой точкой зрения согласны налоговые службы и Министерство Финансов России (письмо ФНС РФ за   № 3-1-11/150 от 01.07.08 года).

Чтобы данные при расчете пропорции были сопоставимы, стоимость отгруженных за текущий налоговый период товаров, работ и услуг, подлежащих обложению НДС, необходимо включать в расчет без НДС (письмо МФ РФ за № 03-07-11/208 от 18.08.09 года)

Конкретных указаний по ведению раздельного учета не существует, поэтому способ ведения  бухгалтерского учета НДС по поступившим ТМЦ, работам и услугам нужно разработать и учесть в учетной политике организации работникам бухгалтерии предприятия.

Можно предусмотреть дополнительные субсчета к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

  • 19/1 «НДС по операциям, облагаемым НДС»»
  • 19/2 «НДС по операциям, не облагаемым НДС»;
  • 19/3  «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям».
  •  

Суммы налога, учтенные в течение квартала на субсчете 19/3 «НДС по облагаемым и необлагаемым операциям», в конце квартала распределяются пропорционально той доле, которую составляет стоимость отгруженных товаров, работ и услуг, облагаемых НДС, в общей стоимости всех отгруженных за данный налоговый период товаров, работ и услуг.

Заполнение налоговой декларации

МФ РФ приказом № 104н от 15.10.09 года утвердило «Порядок заполнения налоговой декларации по НДС», согласно которому раздел 7 нужно заполнять лишь при наличии подобных операций. Название операций указано в наименовании этого раздела и перечислено в пункте 44.3 данного Порядка.

В приложении № 1 к Порядку перечислены названия операций и их коды, которые нужно отражать в налоговой декларации.

Следовательно, если предприятие осуществляет нижеуказанные операции, то раздел 7 следует заполнять:

  • операции, не облагаемые НДС (освобожденные  от уплаты налога) в соответствии со статьей 149 НК РФ;
  • операции, которые в соответствии со статьей 146 п.2 НК РФ не признаются объектом налогообложения;
  • операции, связанные с реализацией товаров, работ и услуг,  местом реализации которых не является территория России  согласно ст. 147, ст. 148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
В случае, когда организация не осуществляет ни одну из этих операций, то раздел 7 заполнять и сдавать в налоговые органы не следует.

Если некоммерческая организация не осуществляет операции, перечисленные в вышеуказанных статьях, раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

См. также:
1 1 1 1 1 Rating 4.50 (24 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям