Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Как стать добросовестным налогоплательщиком

Налоговая проверка может стать стрессом для любой компании. Причем, вопреки распространенному убеждению, проводятся такие проверки не раз в 3 года, а гораздо чаще. На чем же основан миф о 3-хгодичном сроке между проверками, и как часто они проводятся в реальности?

Известно, что 82 статья НК РФ позиционирует налоговый контроль в качестве деятельности налоговых органов, заключающейся в надзоре за плательщиками налогов/сборов, а также налоговыми агентами соблюдения законодательных норм, изложенных в вышеупомянутом Кодексе.

Осуществляется налоговый контроль посредством:

  • регулярно проводимых налоговых проверок;
  • получения пояснений налогоплательщиков и их проверки;
  • анализа учетных данных и предоставляемой отчетности;
  • осмотра территорий и помещений, которые могут быть использованы для получения дохода и извлечения прибыли;
  • других форм контроля, предусмотренных действующим Кодексом.

Чаще всего налоговый контроль принимает форму налоговых проверок, поэтому задачей всех плательщиков налогов является четкое понимание того, чем они характеризуются и как осуществляются.

Виды проверок

Основной обязанностью налогоплательщиков является своевременная и полная уплата налогов. 2014 год налоговики планируют сделать рекордным по их собираемости. Проверить, насколько скрупулезно компании выполняют свои обязанности перед бюджетом, и призваны налоговые проверки. Они бывают выездными и камеральными – (87 статья НК РФ).

В 89 статье Кодекса указано, что выездная проверка – это форма контроля, которая осуществляется территориальными инспекциями ФНС непосредственно по месту нахождения компании. В ходе этой проверки исследуются первичные документы и налоговые декларации за предыдущие 2-3 года, проводится их глубокий и всесторонний анализ.

В 88 статье Кодекса написано, что камеральная проверка – это форма контроля, проводимая на основе документов, имеющихся в распоряжении специалистов инспекции ФНС. Она происходит в самой налоговой инспекции и заключается, главным образом, в проверке предоставленных компанией налоговых деклараций и сверке указанных в них сведений с реально уплаченными суммами налогов. Поэтому грамотное заполнение налоговой декларации является одним из залогов успешного прохождения проверки.

Плательщики налогов и сборов регулярно сталкиваются с камеральными проверками, поэтому такая процедура для большинства из них является обыденной и не вызывает особых эмоций. Компания получила требование от инспекции ФНС, предоставила запрошенные документы, дала пояснения по интересующим специалистов вопросам и получила итоговый акт проверки. Этот механизм давно уже отработан, и «камералки» для бухгалтерской и финансовой службы проходят по привычной всем программе.

К сожалению, к выездной проверке это не относится. Стресс, который получают от нее налогоплательщики, не сравним ни с чем: работа компании парализована, главбух нервно пьет успокаивающие капли или неестественно улыбается, остальные сотрудники, во главе с директором, обреченно ждут приговора. Это относится практически ко всем организациям, даже к тем, которые ведут полностью «белую» бухгалтерию и соблюдают установленные сроки уплаты налогов. 2014 год исключением не будет: сотни выездных проверок по-прежнему числятся в плане работы налоговых инспекторов.

Так ли страшен налоговый инспектор?

Разберемся, действительно ли каждую компанию проверяют раз в 3 года. В 89 статье НК РФ говорится, что в период выездной проверки могут быть запрошены сведения, относящиеся к 3-хлетнему периоду, предшествующему году, когда было вынесено решение о проверке. Иначе говоря, налоговикам должны быть интересны сведения за последние 3 года. Отсюда и пошел миф о том, что каждые 3 года инспекции ФНС обязаны проверить всех плательщиков.

Конечно же, это не так. Во-первых, количество компаний растет гораздо быстрее, чем штат налоговых инспекторов. Во-вторых, продолжительность проверки ограничена 2-хмесячным сроком, ее можно продлить на месяц, однако на это мало кто идет. В результате получается, что с каждым годом проверяется все меньший процент компаний, а качество выездных проверок стремительно ухудшается. Именно поэтому руководство ФНС решило кардинально изменить подход к проведению проверок.

Новые реалии

Несколькими годами ранее было принято решение постепенно отказаться от выездных проверок. Сегодня тенденция перехода к аналитике в рамках камеральной проверки просматривается достаточно явно. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, изложенная в Приказе ФНС РФ №ММ-3-06/333@ предусматривает 2 основных направления налогового контроля:

  • выявление нечестных налогоплательщиков путем повышения эффективности камеральных проверок;
  • осуществление выездных проверок только в отношении нечестных налогоплательщиков.

Чтобы разобраться, каких налогоплательщиков следует считать недобросовестными, будет использоваться информация из разнообразных источников: от результатов камеральных проверок до сведений, полученных от правоохранительных органов и неравнодушных граждан.

В Концепции предусмотрено, что плательщики налогов должны самостоятельно оценивать свои риски. Среди предлагаемых критериев самооценки:

  1. Налоговая нагрузка – она должна быть не ниже среднего уровня, сложившегося в конкретной отрасли, по каждому виду экономической деятельности. Эти сведения можно получить у главного бухгалтера своей организации.
  2. Отражение в отчетности убытков, генерируемых компанией, в течение нескольких налоговых периодов. Если вы собираетесь вести свой бизнес в течение многих лет, планируете в перспективе развивать его, но в текущий период получаете убытки, предусмотренные бизнес-планом, то вы всегда сможете аргументировано доказать, что декларация компании соответствует реальному положению дел и объяснить, почему так происходит.
  3. Отражение в отчетности весомых сумм налоговых вычетов. Необходимо помнить, что все задекларированные вычеты должны быть подтверждены соответствующими документами. В частности, к вычетам по НДС должны прилагаться правильно оформленные счета-фактуры и книга покупок. Вероятнее всего, подтверждающие документы проверяются налоговиками с особой тщательностью. Кстати, скоро можно будет сдавать книги продаж и покупок в электронном виде.
  4. Рост расходов значительно опережает темп роста доходов от реализации.
  5. Заработная в компании значительно ниже среднего уровня, сложившегося в отрасли, в которой вы ведете свои бизнес. Постарайтесь довести уровень выплат работников до приемлемого, поскольку объяснять комиссии, почему сотрудники продолжают трудиться за 10 тыс. руб., если ваши конкуренты платят за эту же работу 30-40 тыс. руб.
  6. Постоянное приближение к предельным значениям показателей, на основании которых плательщик имеет право на использование специальных налоговых режимов.
  7. Для предпринимателей: суммы отражаемых доходов за календарный год практически равны величине понесенных расходов.
  8. Ведение бизнеса по принципу «цепочка контрагентов»: когда заключаются липовые договоры с несколькими посредниками и перекупщиками, а также совершаются операции, в которых нет видимого экономического смысла. Имейте в виду, что снабдить налоговиков такой информацией могут ваши недоброжелатели, конкуренты, обиженные или уволенные сотрудники.
  9. Непредставление пояснений по запросу или уведомлению налогового органа, касающегося выявленных расхождений показателей деятельности и данных декларации, представленной налогоплательщиком, либо наличие информации об их утрате или уничтожении.
  10. Неоднократная «миграция» между инспекциями ФНС в связи с изменением места нахождения компании.
  11. Серьезное расхождение между уровнем рентабельности, отраженном в отчетности, и средним уровнем, сложившимся в отрасли.
  12. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками.

При оценке таких показателей специалисты ФНС обязательно анализируют возможность того, что компания имеет необоснованную налоговую выгоду, в частности, по обстоятельствам, изложенным в 53 Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006.

Фактически, сегодня при проведении мер налогового контроля акценты все больше смещаются в сторону проведения камеральных проверок. Цель у налоговиков одна – оценка степени налогового риска, который, в большинстве случаев, оказывается высоким. Именно поэтому результатом выездной проверки компании все чаще становится корректирующая налоговая декларация. 2014 год, в этом плане, показателен: большинство проведенных камеральных проверок уже закончились представлением уточненных расчетов и корректировок. Понятно, что налогоплательщики, ведущие деятельность с высокими рисками, становятся основными кандидатами для попадания в список на проведение выездных налоговых проверок.

Выводы и рекомендации

Налоговики разными способами, но с завидной регулярностью проверяют компании на предмет того, как проходит уплата налогов. В 2014 году налогоплательщикам дана возможность самостоятельно оценить риски, которым он подвергает себя, ведя финансово-хозяйственную деятельность сомнительными методами. Поэтому всем главным бухгалтерам компаний рекомендуется пересмотреть и скорректировать имеющиеся налоговые обязательства, спрогнозировать, насколько велика вероятность прихода налоговиков с выездной проверкой организации.

Необходимо также обратить внимание на критерии оценки 2, 5 и 1 именно в этой последовательности, поскольку налоговики особенно внимательно изучают показатели компании, описанные в перечисленных выше пунктах. Если специалисты ФНС находят соответствия в признаках – это обязательно станет поводом для проведения налогового контроля.

См. также:
1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям