Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Особенности проведения камеральной проверки

Проведение камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 НК РФ. Итак, что же такое камеральная проверка?

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность).

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.

В своем письме от 13.09.12 № АС-4-2/15309 Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) дает подробные разъяснения в адрес территориальных налоговых органов, касающиеся, в первую очередь, проведения камеральных налоговых проверок. Несмотря на предсказуемость выводов налоговой службы, часть пунктов вызывает спорные суждения.

Камеральная проверка обходится без «первички»

В очередной раз налоговики напоминают о том, что в соответствии с п.7 ст.88 Налогового кодекса, налоговые органы при проведении камеральной проверки не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, кроме случаев, перечисленных в статье 88 Налогового кодекса:

  • при проведении «камералки» в налоговой декларации (расчете) обнаружены ошибки или противоречия между сведениями в предоставленных налогоплательщиком документах (или в данных, имеющихся у сотрудников налоговой инспекции) — в таком случае у налогоплательщика могут потребовать дополнительные документы и сведения, которые он обязан предоставить в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 15.03.12 № 14951/11;
  • если налогоплательщиком было заявлено право на налоговые льготы, при проведении камеральной проверки налоговики имеют право истребовать подтверждающие документы;
  • налоговые сотрудники могут потребовать документы на налоговые вычеты, являющиеся подтверждением возмещения НДС, указанного в декларации;
  • документы по налогам, имеющих отношение к использованию природных ресурсов, также могут быть затребованы налоговиками.

Все остальные случаи истребования предоставления подтверждающей документации считаются незаконными.

«Почтовая» декларация продлевает камеральную проверку

По утверждению специалистов ФНС РФ, «камералка» декларации, отправленной почтовой связью, начинается с момента получения ее налоговиками и длится в течение трех месяцев. Более того — налоговый орган имеет право не указывать дату начала проверки в акте (даже если эта дата не соответствует дате отправки декларации почтой). Отметим, что в своем письме от 19.06.12 № 03-02-08/52 Минфин также указывал на то, что после получения декларации начинается камеральная проверка. Имеет смысл предположить некоторое лукавство чиновников. С одной стороны, действительно, невозможно приступить к проведению фактической камеральной проверки, не имея на руках декларации. С другой же стороны, в Налоговом кодексе четко обозначена дата представления документа по почте — это дата отправки (абзац 3 пункт 4 статьи 80 НК). В то же время, согласно п.2 ст.88 НК, пределы проведения камеральной проверки, обозначенные трехмесячным сроком, начинаются в день представления декларации. Так как рассматриваемое письмо адресовано неопределенному кругу лиц, имеет смысл ожидать рассматривание дела арбитражным судом РФ, касающегося оспаривания разъяснений о сроках проведения «камералки». Однако следует понимать, что налоговые сотрудники дали такой ответ заведомо осознанно, учитывая при этом риск отмены судом данного разъяснения.

На сегодняшний день арбитражная практика, касающаяся споров о нарушениях сроков проведения камеральных проверок, находится на стороне налоговиков. В свою очередь, суды не желают отменять их решения на основании пропусков сроков «камералки» (подробнее — пункт 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.03 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», постановления ФАС Северо-Западного от 31.10.11 № А05-12899/2010 и Московского от 14.05.10 № А40-126773/09-118-1048 округов).

Следует отметить, что пропуск трехмесячного срока обычно является не единственной причиной данного постановления в случаях отмены решений налоговиков. Следовательно, в случае действительного допущения нарушений, указанных в данном решении, налогоплательщикам нет смысла рассчитывать на отмену решения налоговиков, принятого по результатам «камералки».

    Аналитические справки не могут быть истребованы

    Вопрос правомерности истребования у налогоплательщика документов, не являющихся бухгалтерскими (к примеру, аналитических справок), стал еще одним спорным моментом в теме рассматриваемого письма. В данном случае для налогоплательщиков разъяснения налоговиков более чем благоприятны: обобщения и отчеты, аналитические справки и прочая документация, не являющаяся первичной бухгалтерской, не может быть истребована налоговой инспекцией.

    Согласно пп.1 п.1 ст.31 НК, истребованными могут быть лишь те документы, которые являются прямым основанием для исчисления и уплаты налогов, а также служат подтверждением своевременности их уплаты. Кроме этого, пп.6 п.1 ст.23 НК для налогоплательщиков установлена соответствующая обязанность. Но при этом Налоговый кодекс не дает никаких поводов для более расширенного толкования полномочий налоговиков.
    Но в большинстве случаев арбитражная практика для налогоплательщика складывается еще более лояльно. Так, по утверждению судов, бухгалтерская документация, не содержащая сведений, необходимых для налогового контроля, не может быть запрошена налоговиками.

    К примеру, постановлением ФАС Московского округа от 29.02.12 № А40-54137/11-116-156 необоснованным признается требование налоговых сотрудников о предоставлении им авансовых отчетов, оборотно-сальдовых ведомостей, инвентаризационных описей и перечня объектов основных средств. Также постановлениями ФАС Северо-Кавказского от 07.10.11 № А53-23465/2010, Западно-Сибирского от 07.12.11 № А67-2186/ 2011, Московского от 15.01.10 № 

    КА-А40/14964–09 округов признана неправомерность требований регистров бухучета.

    См. также:

 

1 1 1 1 1 Rating 5.00 (2 Votes)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям