Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 

 

 

 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Как проверить контрагента перед сделкой

Очень часто бизнесмены, особенно начинающие, начиная сотрудничество, заключая сделки, не придают существенного внимания проверке своих будущих партнеров. А если проверка партнеров и проводится, то лишь формальная, ограничиваясь запросом первичных документов. Казалось бы, стоит ли волноваться, если товар поставлен, расчеты с поставщиком (продавцом) произведены, сотрудничество успешно завершено? Чем действительно грозит налогоплательщику недобросовестность его партнеров и как проверить контрагента на благонадежность, чтобы не столкнуться с проблемами в будущем?

Риски при заключении сделок с непроверенными лицами

Проблемы при сотрудничестве с ненадежными партнерами может быть множество: невыполненные обязательства, неоплаченные услуги, потеря репутации и т. д. Однако это еще не все. Достаточно большие потери могут быть в случае признания налоговыми органами вашего партнера недобросовестным. Тогда ИП и организации, применяющие общую систему налогообложения, могут попасть в неприятную ситуацию. Связано это с отказами в вычетах по НДС и признании расходов на прибыль необоснованными, из-за спорных контрагентов.

При этом спорными являются те контрагенты, деятельность которых поставлена налоговыми органами под сомнение, факт уплаты налога в бюджет (порождающий, в свою очередь, возможность возмещения входного НДС) не доказанным, а поставку или продажу товаров (работ и услуг) не подтверждённой. Налоговиками недобросовестные контрагенты также называются «фирмами-прокладками» и «транзитными компаниями».

Что же касается ИП и юрлиц на спецрежимах (УСН, ПСН, ЕНВД), то работа с подобными бизнес-партнерами может грозить риском попасть под внеплановую выездную проверку налоговой, к примеру.

Необходимо отметить, что законодательно до сих пор не установлен обязательный перечень мероприятий, выполнение которых однозначно свидетельствовало бы о проявлении должной осмотрительности и осторожности в проверке контрагента, в связи, с чем отказать налоговики могут практически в любом случае, при любой сделке (что и происходит на практике).

Связано это с тем, что контролирующие органы наделены более широким перечнем возможностей по проверке контрагентов налогоплательщика. Поэтому даже если вы проведете весь комплекс мер, описанных в данной статье, гарантировать 100%, что налоговая не придерется к чему-то еще, нельзя. Но, в суде проведенные мероприятия будут являться гарантом вашей правоты. Рассмотрим далее какой комплекс мер по проверке контрагента позволит с большей вероятностью доказать проявленную осмотрительность и осторожность.

Способы проверки партнеров и контрагентов

Условно все способы, как проверить бизнес-партнера перед предстоящей сделкой или сотрудничеством, можно разделить на несколько групп:

  • Проверка с помощью специализированных электронных сервисов;
  • Обращение с запросами в гос. органы и службы (ИФНС, Росстат и др.);
  • Получение у контрагента учредительных, бухгалтерских и иных документов;
  • Личная встреча с будущим бизнес-партнером;
  • Анализ деятельности компании, отзывы других компаний и ИП, сотрудничавших с ней, изучение сайта и т. п.

1. Проверка контрагента с помощью онлайн-сервисов

 

Сайт ФНС России

Самое большое количество сервисов для проверки собрано на официальном сайте налоговой службы. Благодаря ресурсу в режиме онлайн можно получить следующую информацию:

  • О данных, содержащихся в едином гос. реестре юрлиц (дате и месте гос. регистрации, юр. адресе, сведениях об учредителях, размере уставного капитала (УК), об изменениях, коды ОКВЭД и др.);
  • О поданных в ИФНС заявлениях на внесение изменений в документы учредительные и (или) ЕГРЮЛ (например, смена гендиректора, изменение юр. адреса, увеличение (уменьшение) УК и др.);
  • Не принято ли решение о дисквалификации ген. директора, а также относительно иных органов юрлица;
  • Не находится ли компании в стадии ликвидации (реорганизации, банкротства и т. д.);
  • Не принято ли в отношении контрагента решение об исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • О юр. адресе компании, не является ли он «массовым»;
  • Не относится ли учредитель или ген. директор к, так называемым, «массовым», на которого произведена регистрации сразу нескольких фирм;
  • Имеет ли компания задолженность по налогам, взносам и иным платежам.

Также на сайте ФНС можно проверить ИНН контрагента на его действительность, а также узнать, не приостановлены ли расчеты по счетам компании, вследствие неуплаты налогов и сборов.

Другие официальные онлайн-сервисы

Однако, только проверить контрагента на сайте налоговой недостаточно, необходимо провести весь комплекс мер по изучению благонадежности своего будущего партнера. Помимо сайта ФНС нужно обратиться и к иным федеральным ресурсам:

  • Сайт ФССП. На сайте Федеральной службы судебных приставов можно узнать не открыто ли в отношении организации или ИП исполнительное производство.
  • Сайт Федеральных арбитражных судов РФ. На сайте арбитражных судов можно проверить контрагента по ИНН, и получить информацию о судебных делах, в которых он является участником.
  • Сайт Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц. На данном сайте можно получить информацию о том, открыта ли в отношении контрагента процедура банкротства, а также узнать стоимость чистых активов компании на дату последнего отчета.
  • Сайт Реестра недобросовестных поставщиков. Проверить контрагента по ИНН можно и на сайте реестра недобросовестных поставщиков для государственных и муниципальных нужд.
  • Сайт ФМС России. На данном сайте можно проверить паспортные данные руководящего состава компании (при их представлении по вашему запросу) на предмет подлинности документа, удостоверяющего личность.

На указанных ресурсах при проверках следует делать скриншоты по результатам запросов на сайтах. Также желательно, чтобы на данных скринах были видна дата полученной информации.

2. Проверка партнеров с помощью направления запросов в госорганы

 

Рассмотрев как проверить контрагента на благонадежность с помощью интернет-сервисов, разберем какими еще способами можно получить информацию о будущем партнере. В частности это можно сделать получив ответ на запрос о компании-партнере, подав запрос в гос. органы.

• Подача запроса в ИФНС

Одним из главных способов проверки, на который в первую очередь обращают внимание контролирующие органы, является получение выписки из ЕГРЮЛ по спорному контрагенту. Запрос данного документа уже в достаточной мере свидетельствует о проявлении должной осмотрительности.

Получить выписку можно обратившись лично в налоговый орган или оформив запрос через личный кабинет налогоплательщика. За выписку на бумаге необходимо будет заплатить госпошлину в сумме 200 руб. (если она не срочная – готовится 5 раб. дн.) или 400 руб. (готовится на следующему дню).

Обратите внимание, что при формировании запроса через свой личный кабинет на сайте ФНС, выписка из ЕГРЮЛ предоставляется бесплатно и является равнозначной бумажному варианту данного документа.

Также можно попробовать сделать запрос в налоговую о предоставлении сведений по состоянию расчетов партнера с бюджетом, нет ли задолженностей по налогам и сборам, налоговых правонарушений и т. п. Даже в случае, если налоговый орган и откажет в предоставлении указанных данных, ссылаясь на налоговую тайну, у вас будет еще одно доказательство проявления бдительности.

• Подача запроса в Росстат

Обратившись в Росстат можно бесплатно получить сведения о годовой бухгалтерской отчетности контрагента.

3. Проверка контрагента с помощью его учредительных и иных документов

 

Проявлением вашей осмотрительности также будет служить запрос первичных, бухгалтерских, отчетных и иных документов у будущего контрагента. Так вы можете запросить у своего партнера:

• копию Устава, свидетельство о регистрации и постановке на учета, решение о назначении гендиректора, а также сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности;

• лицензии или свид-ва о допуске к определенным типам работ, если выполняемая деятельность без указанных документов невозможна;

Проверить лицензию можно на сайте того типа работ, по которому выдано разрешение, или обратившись с запросом в СРО (саморегулируемую организацию), непосредственно выдавшую лицензию.

• сведения о численности работников, имущественном положении контрагента, стоимости основных средств, отзывы партнеров, сотрудничавших с данным контрагентом, иные документы, свидетельствующие об опыте работы в определенном сегменте рынка и соответствующей репутации;

• Карточку с образцами подписей и оттиском печати.

С помощью указанного документа можно сравнить подписи руководителя и учредителя на карточке с подписями в паспортах данных лиц. В случае если удастся получить все вышеуказанные документы шансов проиграть дело в суде по факту непроявления необходимой бдительности практически не будет.

4. Проверка при личной встрече с руководителем

Кроме проверки документов компании и сведений из налоговой, стоит обратить внимание и на личные взаимоотношения с руководителем компании. В противном случае, заключая сделку удаленно, просто обмениваясь пакетом документов через курьера или почту, вы рискуете вызвать обоснованное подозрение налоговых органов в чистоте данной сделки. В связи, с этим все сделки лучше заключать лично.

5. Проверка с помощью изучения сайта контрагента, отзывов и др.

 

Перед заключением сделки с другой компанией или перед началом сотрудничества стоит по возможности изучить всю возможную информацию о ней, просматривая ее сайт, а также читая отзывы других партнеров и клиентов или просто вбивая запрос в поисковике о фирме (главное тут – не ошибиться, т. к. названия часто повторяются). Таким образом, у вас будет весь возможный объем информации о будущем партнере.

См. также:

1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям